Новая жизнь старого театра

Все мы родом из детства. Детские впечатления и переживания отпечатываются навсегда. Забудутся коллизии взрослой жизни, исчезнут из памяти многие ее страницы, а обиды и радости, восторги и печали детства по-прежнему с нами.
Оттого, думаю, фраза «Все лучшее — детям» должна быть не пустым звуком, избитым, навязшим в зубах слоганом, а руководством к действию.
В субботу, двадцать шестого февраля, Одесский областной театр кукол порадует маленьких зрителей новой яркой премьерой. Событие приятное, подумает читатель, но вполне рядовое. Если есть театр и есть актеры, то почему бы не быть и новым спектаклям? И будет неправ. Событие это из разряда почти выдающихся. Потому что как бы и есть у нас в городе детский театр, а как бы и нет. Вот такой феномен получается.
Из года в год новые поколения одесских ребятишек приходили сюда на кукольные представления. В самый первый театр в их жизни. Но здание, которое занимает этот один из cтарейших кукольных театров нашей страны, не соответствовало высокому статусу. Театр, как известно, начинается с вешалки. А таковой тут отродясь не было. Вместо гардероба на видном месте при входе «красовались» два туалета. В холодное время родители вели детей на спектакли, держа шубы, пальто, шапки и шарфы подмышкой. Потом усаживались в шатающиеся кресла. Если на улице шел дождь, то зрители раскрывали зонты, ведь крыша театра хронически текла. Оттого потолок пестрил пятнами, и временами оттуда падала кусками штукатурка. Половицы ходили ходуном и вылетали, когда детишки, пробегая по рядам к своему месту, задевали их, сами при этом падая. Вместо двенадцати светильников, некогда освещавших зал, свисала на проводах арматура. Вот такая невеселая сказочка творилась. В этих условиях Театр кукол отмечал свое семидесятилетие. И семидесятипятилетие тоже.
Немного предыстории. Причин бедственного положения Кукольного театра много: и финансирование культуры по остаточному принципу, и бытовавшее долгие годы в Одессе мнение, что Театр кукол — это своеобразный табор, цирк-шапито, дающий представления в школах, детских садах и не очень нуждающийся в стационаре.
Поэтому, когда в 1932 году при Одесском театре юного зрителя был открыт Театр кукол, он долго не имел постоянного помещения. Получить свой дом удалось только в 1944 году, сразу после освобождения Одессы. Просторный светлый дом на улице Пастера, 60. Только принадлежавший ранее Реформатской церкви. И когда двадцать три года назад был принят закон о возвращении культовым зданиям их статуса, кукловодам предложили взамен бывшее здание ТЮЗа в переулке Чайковского, прекрасное здание, но требовавшее большого ремонта. И театр был переселен сюда, на Пастера, 15, на время. Однако верно говорят: нет в жизни ничего более постоянного, чем временное. На проведение ремонтных работ в здании бывшего ТЮЗа в те годы были выделены серьезные средства. Но в процессе ремонта специалисты усмотрели, что эти работы наносят вред стоящему неподалеку зданию Оперного театра. Так ли было, на самом деле, или это совпадение случайностей, возможно, Оперный уже тогда стал «сигнализировать», что нуждается в реконструкции, но Театру кукол было суждено остаться в тесном помещении на Пастера, 15, некогда служившем пристройкой к Театру Сибирякова, ныне Украинскому театру.
Два с половиной года назад руководство Театра кукол возглавил новый директор Иосиф Меркович. К тому времени и прежний директор, и худрук, и режиссер театра Евгений Гимельфарб, устав, видимо, бороться с непрекращающимися трудностями и равнодушием чиновников к судьбе театра, сложили с себя полномочия. А Иосиф Михайлович оказался «крепким орешком».
Приняв на себя бразды правления, он еще не представлял, какой груз он получит в придачу, кроме обшарпанного фасада, какую ответственность будет нести за коллектив театра, а это семьдесят пять человек.
— До меня тут планировали просто сделать ремонт: подлатать крышу, подкрасить стены, подштукатурить потолок, вкрутить лампочки, чтобы было чистенько, — рассказывает Иосиф Меркович. — Все правильно. Но чтобы театр был театром, тут следовало менять все.
Площадь подсобных театральных помещений в театре (мастерские, цеха, комнаты для хранения декораций и так далее) по нормам должна превышать площадь зрительного зала и фойе в два с половиной — три раза. Тут же все было наоборот. Если полезная площадь составляла семьсот квадратных метров, то на подсобные помещения отводилось всего сто. Декораторского цеха не было вовсе. Декорации выполнялись прямо в фойе и на лестничной площадке. На первом этаже теснились крошечные комнатки, от четырех до восьми метров, в которых шили костюмы, делали кукол. Вот в таких условиях все ждали новый театр двадцать три года.
Новое рождение театра два года назад началось с разрушения многочисленных перегородок, комнатушек и кладовок. В результате высвободилось пространство, в котором нашлось место для просторного фойе и (наконец-то!) гардероба. Туалеты заняли приличествующее им место в нижнем помещении, а не при входе, как раньше. А главное: удалось спланировать не один, а два зрительных зала: на сто восемьдесят и на сто сорок мест, для малышей и для зрителей постарше. Они обещают стать универсальными залами европейского уровня, со сценой для экспериментальных постановок, показа гастрольных спектаклей. Кроме того, в театре получит «прописку» постоянно действующая экспозиция авторских театральных кукол, картин художников, работающих для детей, и рисунков самих юных живописцев. Откуда было взять столько места? За советом, как максимально полно и интересно обустроить и организовать сравнительно небольшое пространство, дирекция театра обращалась к известным архитекторам, директорам других театров. И выход был найден. Когда нельзя расти вширь, остается расти вверх. Так появилась идея сделать надстройку, был освоен подвал и двор. За счет этого детский театр получил еще примерно около полутора тысяч квадратных метров.
Помогли и добрые отношения с коллегами. Так, дирекция Украинского академического музыкально-драматического театра имени В.Василько пошла навстречу и разрешила переселить к себе столярный цех кукловодов. А ведь сколько лет он находился в подвале под сценой Кукольного театра! Зачастую во время спектаклей там шла своя шумная работа, мешающая и артистам, и зрителям.
Когда я проходила лабиринтами театра среди мешков с цементом и песком, то плохо представлялось, как здесь могут работать артисты, готовясь к премьере. Но спустившись в подвал, ахнула. Меньше месяца назад тут был открыт просторный современный репетиционный зал. Это пока единственное место, где актеры могут работать. Завершается отделка еще нескольких помещений, глядя на которые, заряжаешься оптимизмом — быть театру!
— Аналогов театру, который мы задумали, в Украине нет. Это будет дворец, — убежден Иосиф Михайлович. — Сегодня нельзя уже строить театр для детей по остаточному принципу, с фонариком и лампочкой. Спектакль — это синтетическое искусство, звук, свет, оформление зала — все создает настроение и восприятие спектакля. Поэтому должна быть современная аппаратура. Зал должен быть приспособлен для синхронного перевода, чтобы можно было тут принимать зарубежные труппы. Должен быть уютный театральный буфет, ведь это неотъемлемая часть любого театра. В театре зрителям должно быть комфортно: тепло зимой и прохладно летом. А значит, в залах должно быть кондиционирование воздуха.
Мы собираемся открыть интерактивную галерею, аналогов которой нет в мире. Это серьезная познавательная образовательная затея, которая позволит знакомить детей и взрослых с шедеврами искусства. Но это будет не сухой рассказ о великих произведениях великих мастеров. Форма знакомства будет неожиданной, необычной. Галерею мы назовем «Белый куб».
А еще в планах директора — создание во дворе театра необычного зимнего сада, всевозможных творческих студий и кружков. Звучит захватывающе. Но чтобы завершить все ремонтные работы в театре, нужны немалые средства. В прошлом году из областного бюджета было выделено два с половиной миллиона гривень, не все из них удалось освоить, по понятным причинам. В этом году обещают выделить еще два с половиной миллиона. Но чтобы сдать под ключ театр, о котором мечтает труппа, да и вся Одесса, необходимо в пять раз больше.
В следующем году Одесский областной театр кукол встретит свое восьмидесятилетие. Знать бы, как.
Но чтобы не оказаться в творческом кризисе в связи с затянувшейся стройкой, не прийти к ситуации, когда, завершив переоборудование театра и обретя новую сцену, на ней просто нечего будет показывать, в прошлом году труппа принялась за обновление репертуара. Строительство — строительством, но нужно работать, не снижая планку.
За год было выпущено три новые малобюджетные постановки — «Бука», «Гусенок» и «Веселые медвежата», правда, показывались они только на выездных представлениях. А под занавес 2010 года дирекция театра и труппа пришли к неожиданному решению: будем ставить сразу несколько новых репертуарных спектаклей, с новыми куклами и декорациями, и показывать их на театральной сцене. Выход из непростой ситуации был найден. Опять помог Украинский театр, отдав для кукол свой пустующий греческий зал на втором этаже. Для зала были заказаны удобные кресла. И работа закипела. В короткий срок было запущено сразу несколько спектаклей. Над постановками для взрослых и детей работают сейчас известные режиссеры.
Двадцать шестого февраля состоится показ первой премьеры в этом году. Карнавальное шоу кукол и людей «Сюрприз» по пьесе А.М.Костинского ставит главный режиссер Львовского академического театра кукол Александр Куцик. Художник — Татьяна Улинец (Ужгород). Автор текстов песен — Инна Руди, хореограф — Алла Перфильева.
В марте пройдет вторая премьера спектакля «Аленушка и братец Иванушка» по мотивам русской народной сказки. Постановку осуществит одесская актриса и режиссер Наталья Князева. Уже готовы куклы, идут репетиции.
Запущены и другие спектакли: «Маугли», режиссер-постановщик Валерий Бассель, художник-постановщик заслуженный художник Украины Станислав Зайцев; «Шинель» (по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя) в постановке Олега Липцына (Сан-Франциско); «Пикник» Ф.Арабаля в постановке режиссера Александра Горенштейна (Москва); «Каменный гость» в постановке Елены Миллер (Харьков).
Так что в скором времени репертуарная афиша Одесского кукольного театра пополнится новыми интересными работами. При этом лучшие спектакли старого репертуара будут тоже продолжать жить, но в новых декорациях.
Теперь осталось дело за… Так и хочется сказать — за малым. Но нет. Завершить работы за год, когда в стране — кризис, бюджеты урезаются, строительные материалы дорожают, а так необходимые для ремонта средства поступают малыми порциями, очень даже непросто.
— Я уверен, что кризис и его последствия нескоро закончатся. Но дети не могут столько ждать. Почему не объявить возрождение детского театра народной стройкой, — предлагает И.Меркович. — У нас создан благотворительный фонд, где аккумулируются средства. Пока небольшие, мы их еще не тратим, бережем для приобретения оборудования. В миллионном городе при желании можно собрать необходимую для завершения ремонта сумму, если все родители, бабушки и дедушки, настоящие и будущие, проявят интерес и заботу о детях Одессы, а значит и о собственных детях тоже. Ведь если все откликнутся, потребуются совсем небольшие усилия.
Театр кукол ждет. Зрителей. Поддержки. Понимания.
Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ.

 

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...