Боль сердца

Не верится, что ее больше нет. Людмила Владимировна Попова отдала Одесской киностудии почти пятьдесят пять лет своей долгой жизни и работала до последнего, оставаясь непревзойденным в профессионализме киноинженером, начальником святая святых — цеха обработки пленки, хранителем бесценного собрания негативов и позитивов фильмов, созданных одесскими кинематографистами за всю историю студии.
Она была настолько живой, оптимистичной, полной позитивной энергии и всегда улыбающейся, что почти никто из коллег не знал о ее трудном сиротском детстве, голодных студенческих годах, когда, учась абсолютно без какой-либо поддержки в Ленинградском институте киноинженеров, она первую половину дня проводила в учебной аудитории, а во вторую смену вкалывала на кинокопировальной фабрике. Наградой за веру в собственные силы и будущее оказались настоящая любовь, прекрасная семья и любимая работа.
Людмила Попова имеет отношение к выпуску на экран практически всех фильмов Одесской киностудии, начиная легендарной «Весной на Заречной улице» и заканчивая не менее знаменитыми сериалами «Место встречи изменить нельзя», «Цыган», «Приключения Петрова и Васечкина», «В поисках капитана Гранта»…
Именно она, Людмила Владимировна Попова, была автором технического обоснования строительства нового студийного цеха обработки пленки без остановки процесса проявки и печати. В середине семидесятых цех строился методом народной стройки руками киношников, а проявочные машины гудели в одном из павильонов Одесской киностудии — немыслимое, дерзкое с технической точки зрения решение. Зато студия благодаря Поповой сэкономила огромные средства и не прервала работу ни на минуту. И это она, Людмила Владимировна, стала разработчиком новаторской методики использования новенького закупленного в Чехословакии оборудования, с учетом климатических особенностей Одессы и химического состава одесской воды, что во много раз повысило техническое качество студийной обработки пленки. Орден Трудового Красного Знамени, врученный ей за вклад в развитие Одесской киностудии, свидетельствует о значении  личного вклада Людмилы Поповой в процветание любимого предприятия.
Она продолжала работать на киностудии и тогда, когда пришельцы-прихватизаторы начали уничтожать все, что создавалось трудом талантливого коллектива в предыдущие годы. Страшно представить, что чувствовала Людмила Владимировна и какая боль сжимала ее сердце, когда однажды она нашла на студийной свалке выброшенный студийный фотоархив. Бесценные свидетельства истории отечественной культуры — тысячи работ художников-фотографов, сделанных на съемках фильмов, были собраны ею, рассортированы и сохранены в своей маленькой квартирке для будущих поколений. Фотоархив Одесской киностудии и сегодня находится в семье Поповых за ненадобностью ее новым хозяевам.
А что творилось в душе Людмилы Владимировны, когда они, эти манкурты от культуры, начали специально доводить до разрухи взлелеянный ею цех обработки пленки, вывозить на металлолом машины, каждую из которых она любила, как собственного ребенка, гробить все, что создавалось с таким трудом и любовью.
Не удивительно, что сердце Поповой, не справляясь с этой болью, начало сдавать и все больше напоминать о невыносимости тяжести, давящей на него. Не помогли ни серьезная операция, ни биостимулятор. А как могло быть иначе, если Людмила Владимировна не знала успокоения ни на минуту — слишком чудовищным оказалось все, что приходилось ей переживать.
Последний подарок Поповой для родной студии — участие в создании «Аннотированного каталога фильмов Одесской киностудии, выпущенных с 1917-го по 2004 годы». И опять она скромно говорила, что работа ее была технической, вспомогательной, не важной с творческой точки зрения. А попробуйте-ка пересмотреть все, абсолютно все фильмы, выпущенные студией за почти девяностолетний период и выписать для каталога их титры с именами создателей. Колоссальный по объему и кропотливости труд, который Людмила Владимировна выполняла с удовольствием и привычной для окружающих верой в будущее и в то, что в этом будущем обязательно будет возрожденная Одесская киностудия.
Ровно год назад, в эти же февральские дни, мы поздравляли Людмилу Владимировну Попову с юбилеем, желали ей многие лета и радостей. Как горько, что сегодня приходится навсегда прощаться с ней. Мы никогда не забудем Людмилу Владимировну. И лучшей памятью о ней должна стать возвращенная государству Одесская киностудия, на спасение которой сегодня появилась реальная надежда.
Друзья-кинематографисты.
 

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...