Куда приедет цирк?

Львы и тигры не понимают, что такое тендер, коммунальные услуги и налог на землю…
Справка «Юга».
Цирк (лат. сircus — «круг») — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление, как правило, на арене-манеже (диаметр тринадцать метров) специального здания круглой формы с высоким куполом. Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного.
Цирк современного типа впервые появился в конце XVIII века во Франции. Его создатели — английские наездники отец и сын Астлеи. В 1774 году они построили в Париже круглый зал, где давали представления, состоявшие из различных акробатических упражнений и трюков на лошадях. Преемники Астлеев итальянцы Франкони вскоре построили новый цирк — на две тысячи семьсот человек, ввели в программу пантомиму, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

Плюшевый рай на Коблевской
Первое «круглое заведение» в Одессе появилось в 1857 году, когда антрепренер Ж.Годфруа возвел примитивный по своему оборудованию цирк. Позже был деревянный, под брезентовым покрытием, каменный — в Театральном переулке, перестроенный в Мариинский театр.
Но история Одесского государственного цирка берет начало со здания, возведенного в 1879 году по улице Коблевской, 37 по заказу Альберта Саламонского. Дело в том, что, будучи здесь на гастролях, он — знаменитый наездник и дрессировщик — буквально влюбился в наш город. Артист решает выстроить здесь прекрасно оборудованное стационарное каменное сооружение на четыре тысячи зрителей. Оно просуществовало десять лет, после чего детище Саламонского разобрали. На этом месте крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода купец второй гильдии Вильгельм Санценбахер решил построить новое здание цирка.
24 сентября 1889 года «Одесский вестник» опубликовал сообщение: «Цирк, как нам передают, будет принадлежать домовладельцу В.Санценбахеру, владеющему домом на углу Коблевской и Торговой улиц. Строителем цирка будет инженер А.Д.Гольфанд, который составил уже все необходимые планы. Постройка обойдется в семьдесят тысяч рублей. Цирк будет выстроен из камня, кирпича и железа. На две тысячи с лишним зрителей. Конюшня, совершенно отдельная, на шестьдесят лошадей, будет выстроена из одного железа. Обширный ресторан будет с отдельными кабинетами. Освещение — газовое, так как мерцание электричества признается для цирка не совсем удобным. Арендатором цирка является знакомый публике А.Шуман, который прислал сюда своего уполномоченного для заключения контракта на десять лет».
Цирк открыли только в 1894 году, в год столетия Одессы. Здание возводилось из металлических конструкций, спроектированных и изготовленных в Германии. На строительстве трудились четырнадцать рабочих, один инженер и прораб. Собирались конструкции без сварки, на заклепках. Купол — гофрированный, обшитый внутри досками и войлоком — для сохранения тепла и акустики. Внутри была своя природная вентиляция: летом прохладно, зимой тепло.
Известный писатель Юрий Олеша в своей книге «Ни дня без строчки» писал о цирке Вильгельма Санценбахера: «Плюшевый рай... рай мрамора, ступеней, золота, матовых ламп, арок, коридорчиков, эха, хохота, блестящих глаз, запаха духов, стука каблуков».
Санценбахер скончался в том же 1894 году, и цирк перешел в управление братьев Вильгельма. Занятые люди, они мало уделяли внимания искусству, и бизнес стал угасать. Владельцы менялись. Новое дыхание цирк получил, когда руководство взял на себя администратор Мориц, организовавший дело по европейскому образцу. Он привлек лучшие артистические труппы — музыкальных клоунов, воздушных гимнастов, дрессировщиков лошадей и обезьян.
С 1908 года во главе Одесского цирка стоял жандармский полковник С.А.Малевич, который сам держал антрепризу. Летом здание использовалось под «Палас-Театр». Здесь гастролировали замечательные цирковые артисты, проводились чемпионаты по борьбе с участием лучших борцов мира, в том числе знаменитых Ивана Поддубного и Ивана Заикина. После событий 1917 года здание перешло в собственность городского совета, в 1925-м Одесский цирк получил статус государственного.
Честное искусство
Со дня создания нашего цирка — одного из старейших в Европе — минуло более ста тридцати лет. Но он по-прежнему радует фантастическими номерами иллюзионистов и жонглеров, поражает бесстрашием гимнастов, наездников и дрессировщиков, веселит клоунами, умиляет умненькими собачками и попугаями. По-прежнему замирают сердца при звуках оркестрового туша, а при выходе на арену артистов на лицах зрителей появляются счастливые улыбки.
— Цирк — честное искусство, — говорит директор Одесского государственного цирка Алексей Купин. — Здесь бесполезен блат и по протекции не сыграешь главную роль. Ведь никакие деньги не помогут эквилибристу удержать равновесие на шаре, а под куполом спонсорская помощь не спасет ни от инфаркта, ни от падения. Не позавидуешь и кочевому быту циркачей. Лишенные собственного жилья, они десятилетиями ездили «по кругу», стремясь попасть на гастроли. Желательно, на зарубежные...
Иными словами, в Одесском цирке (как и в других аналогичных заведениях) своей труппы и животных не было и нет. У нас единственная творческая единица — оркестр (восемнадцать человек), есть инспектор манежа и вспомогательный персонал. Стационарный цирк — своего рода прокатная площадка, где выступают приезжие артисты.
В путеводителе по Одессе Ю.Сандомир-ского за 1901 год описывалось: «Железный цирк помещается среди двора, выходящего одною стороною на Коблевскую, другою — на параллельную ей Садовую улицу. Каменное здание имеет форму двенадцатиугольника, с большим двойным железным куполом. Главный вход — со стороны Коблевской. Красивые железные ворота ведут в широкий подъезд, оттуда прямо в партер, ложи и первые места; по обеим сторонам подъезда — железные ворота, ведущие во двор, а несколько далее этих ворот, с левой стороны, мраморная лестница во второй этаж, где помещается ресторан. В партере — гнутые стулья, очень удобные, с автоматическими при вставании сидениями. Во вторых местах — красивые скамейки с такими же сидениями. За креслами следуют ложи, которых сорок, за ними первые места — четыреста восемьдесят; затем во втором отделе, имеющем форму двенадцатиугольника, расположены вторые места — триста сорок шесть, а за ними — галерея без сидений... Купол весьма красивый, из волнистого железа, имеющий двойную железную крышу».
— Если сейчас пройти по той же улице Коблевской, вы нашего здания не увидите, так как оно — внутри строений, — продолжает А.Купин. — При этом скажу, что наш цирк — один из самых высоких. Стандарт — восемнадцать метров высоты до верхнего крепления, у нас — двадцать два, с малым куполом — двадцать восемь метров. Изначально партер был рассчитан на тысячу мест, а три ряда галерки предназначались почти для трех тысяч стоячих зрителей. Но учитывая относительную ветхость здания (как и всей старой Одессы), около тридцати лет назад, чтобы уменьшить нагрузку на галерку, здесь оборудовали три ряда сидений. Сейчас вместимость — тысяча четыреста пятьдесят четыре зрителя.
Когда цирк строился, по соседству, на месте нынешних жилых зданий, были конюшни на сто двадцать лошадей, сейчас же можем принять всего пятнадцать. Есть слоновник — несколько лет назад Одессу порадовали пять слоних Таисии Корниловой (наша газета писала об этих удивительных животных. — Авт.). Регулярно приезжают дрессировщики со львами, в минувшем году даже гастролировал французский укротитель Фредерик Розель со своими десятью хищными «кошками». В их числе была непревзойденная львица по имени Одесса, рожденная в нашем зоопарке.
Стоит также отметить, что наш цирк — единственный в Украине, функционирующий круглогодично. Перерыв (от силы месяц) отводится для небольшого отдыха и… латания дыр. 
Вместо циркачей — чиновники
Если проблем с артистами, желающими выступить в Одессе, нет, то судьба самой прокатной площадки вызывает серьезное беспокойство. По словам Алексея Купина, немецкая металлоконструкция в хорошем состоянии, но внутренняя деревянная обшивка — пожароопасная составляющая. Ясное дело, здание оснащено соответствующей системой пожаротушения, но…
— Несколько лет назад мы заказали обследование строения, — рассказывает директор цирка. — Согласно заключению компетентных экспертов, фундаменты и крепления прослужат не меньше сорока лет — их состояние лучше, чем в нынешних новостроях. Но нам рекомендовано заменить горючие материалы — для реконструкции необходимо около четырех миллионов долларов. Есть другой вариант — вложение пятнадцати миллионов долларов в новое здание. И то, и другое сегодня нереально.
Новый цирк планировалось ввести в эксплуатацию еще в 1994 году. Даже определили место стройки — «пятно» на проспекте Шевченко, где сейчас находится Одесская областная госадминистрация. Но в силу обстоятельств 1991 года (развал Союза) благие намерения отодвинулись на неопределенные сроки.
Отсутствие средств на реконструкцию отнюдь не единственная проблема. Оставляет желать лучшего финансирование (цирки — на балансе Министерства культуры) — при государственной дотации, скажем, в два миллиона гривень в год в госказну «прокатная площадка» отдает в виде налогов вдвое больше — около четырех миллионов. Периодически задерживается зарплата, которая у цирковых работников не так уж и велика — в среднем тысяча триста гривень.
— Есть постановление Верховной Рады о том, что, в первую очередь, производится выплата зарплаты, потом — всех налогов, — пожимает плечами Алексей Григорьевич. — Но в подзаконным акте Кабинета министров: первично налоги, а потом — зарплата. Что делать?! К тому же именно от налогов наибольшая головная боль. В СССР цирк был рентабельным и приносил госказне большие доходы. Суть — налоги мизерные, траты на энергоснабжение минимальные, корма для животных дешевые.
По словам Алексея Купина, сейчас в Украине работает десять стационарных цирков, руководство которых (совет директоров) уже многие годы просит правительство избавить такие предприятия от уплаты налога на добавленную стоимость.
— Хотите рентабельный цирк? Избавьте хотя бы от НДС! — говорит А.Купин. — Но результат — нулевой.
По состоянию на декабрь 2010 года, Одесский цирк должен был за коммунальные услуги двести восемьдесят тысяч гривень. Рассчитались. Не успели перевести дыхание и… двукратное подорожание — отныне ежемесячно (!) на жилищно-коммунальные услуги необходимо изыскивать около двухсот тысяч.
Обеспечить питанием гастролеров, включая, разумеется, четвероногих и крылатых, — обязанность принимающей стороны. То есть цирка.
— Так, тигру или льву требуется восемь с половиной килограммов мяса в день, — рассказывает Алексей Купин. — Сено стоило в советское время сорок рублей за тонну, сегодня — полторы-три с половиной тысячи гривень. Овес стоил пятьдесят рублей, сейчас его попросту нет, а если удается достать, то цена зашкаливает за пять тысяч. Одна лошадка съедает в сутки двенадцать килограммов сена, шесть килограммов овса плюс овощи. Суточный рацион средней собачки — четыреста пятьдесят граммов мякоти мяса, двести пятьдесят рыбы, двести граммов молока, полкилограмма крупы, яйцо, овощи, растительное масло. В общем, вы столько не съедите (смеется).
Я уважаю власть, но буквально три недели назад город нанес нам очередной удар — увеличил налог на землю в два раза! Написал об этом мэру Алексею Костусеву. Тринадцать тысяч в месяц нас просто добьют! С учетом других возросших расходов эта сумма становится буквально неподъемной. Скажу, в странах СНГ, включая Россию, культура, медицина, образование освобождены от налога на землю. Пока ждем ответ из мэрии. Официально обратились в налоговую: поставили в известность о земельной проблеме и в связи с этим просим не начислять пеню.
Упреждая возможные комментарии-предложения типа «повысьте стоимость билетов», приведем действующие цены в Одесском цирке: партер — сто двадцать гривень, галерка — тридцать.
Алексей Купин категоричен:
— Мы не можем повышать беспредельно стоимость билетов, чтобы покрыть дополнительные расходы. Подсчитали: для перехода на самоокупаемость минимальная цена должна составлять четыреста шестьдесят гривень. Но кто тогда к нам пойдет?! Я возглавляю Одесский цирк почти двадцать восемь лет. Когда пришел, самая маленькая пенсия была сорок рублей, а стоимость билета — от двадцати копеек до рубля двадцати. Представив, сколько пенсионер мог купить билетов тогда и сколько сейчас, вы поймете, что дальнейшее подорожание невозможно!
Вот и возникает вопрос: куда приедет цирк?
Сейчас перед его руководством дилемма. На дешевую программу зрители не пойдут, а дорогая предполагает участие животных. То есть внушительные затраты. В связи с этим любопытен такой нюанс. Цирк как государственное предприятие действующие законодательные нормы принуждают проводить тендер на всевозможные закупки, превышающие сто тысяч гривень: от электричества до… мяса для хищников. Для оформления этой, вне всякого сомнения, очень важной процедуры необходимо около двух месяцев. Однако, как утверждает А.Купин, заблаговременно о приезде тигров, львов и прочей живности никто не уведомляет. Иными словами, наше «тендерное гостеприимство» может окончиться для четвероногих гастролеров весьма плачевно. Ну не понимает тигр, что такое тендер, коммунальные расходы и налоги! Хоть ты тресни, не понимает и все! Потому-то на первом месте у циркачей животные, а потом люди.
Что за детство без честной сказки?
Пока в «круглом» здании дефицита в зрителях нет, и Алексей Григорьевич надеется, что из сложной ситуации выход найдет. Будет «стучать в двери» профильного министерства, правительства и местных органов власти. Ведь несмотря на столичное подчинение, «прокатная площадка» также работает на город и на область. Например, ежегодно цирк БЕСПЛАТНО посещают пятнадцать тысяч льготников. Это многодетные семьи, воспитанники интернатов, инвалиды, пенсионеры и военнослужащие. По словам директора, шефская традиция сохранилась со времен СССР, а сейчас средства на эти цели изыскиваются за счет внутренних резервов.
— К нам приходят даже незрячие, — говорит Алексей Купин. — Казалось бы, что им у нас делать? Смотреть больно, как человек, сидящий рядом, рассказывает им, что происходит на арене. Но незрячим людям очень важно участие, важно окунуться в праздничную атмосферу.
Увы, сейчас на всю Украину сто двадцать артистов: государство не может обеспечить себя циркачами. Последние двадцать лет держава очень мало работает над этим вопросом — подготовкой новых номеров и аттракционов. Ведь все это требует капитальных вложений. Поэтому мы одними из первых в стране тринадцать лет назад организовали студию, где обучаем детей на бесплатной основе всем жанрам. За исключением дрессуры.
— Самый популярный жанр — клоунада, — делится руководитель Школы циркового мастерства Одесского государственного цирка Владимир Свириденко. — Срок обучения зависит от способностей ученика. Мы уже подготовили около тридцати номеров, из которых семь признаны лауреатами циркового искусства. К нам приходят юноши и девушки, в основном, из малоимущих и средне обеспеченных семей. Дети состоятельных родителей, как правило, окрепнув физически и получив определенные навыки, исчезают — артистами цирка не становятся. Тем не менее мы выпустили много номеров европейского класса, которые представляют нашу страну за рубежом. Мы надеемся, что они обязательно когда-нибудь вернуться обратно и будут работать у нас...
Что добавить? Разве что хочется верить: Одесский цирк не закроется НИКОГДА! Ведь он работал даже во времена фашистской оккупации, без электричества — при газовых светильниках. В первые послевоенные дни галерку заполняли голодные дети. Иные, не имея заветной монетки на билетик, пробирались сюда украдкой. Администрация закрывала на это глаза, делая вид, что о «зайцах» ни сном, ни духом, так как понимала: любовь к цирку родом из детства. И когда оборванные безбилетники вырастут, обязательно приведут сюда своих ребятишек.
А как иначе? Что за детство без честной сказки, без плюшевого рая?!
Лариса КОЗОВАЯ.
Постскриптум. Судя по всему, нынешние руководители Одессы и области высоко ценят искусство клоунады, а значит, и цирковое искусство. Может быть, помогут сохранить легенду Южной Пальмиры?

 

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...