Основатель «города D»

Удивительные бывают совпадения. Одесская арт-галерея «Белая Луна» праздновала свое шестнадцатилетие в шестнадцатый лунный день. Довольно редкое явление, когда лунный календарь совпадает с солнечным. 

Художник, выставка которого открылась в столь необычный день, и сам необычен. Впервые я увидела его работы в галерее «На Уютной» лет пятнадцать назад. Они притягивали к себе, завораживали. Так я открыла для себя живописца Сергея Дригу.
 
Четырнадцатилетним мальчишкой он, уроженец Кировоградской области, переехал в Одессу вместе с родителями. В школе всерьез увлекся рисованием. В те годы Сергей активно занимался спортом: постоянные тренировки, сборы, соревнования. Длительные отлучки сказывались на занятиях — пробелы в знаниях были столь велики, что ему оставалось лишь рисовать. У него это получалось так хорошо, что после восьмого класса юноша предпочел спортивной карьере ремесло художника. Поступил в Одесское художественное училище, где его учителями стали Сергей Лукин и Наталья Мартынюк. 
 
Будущее виделось в радужных красках. Но сразу по окончании училища в 1980 году дипломированного художника забрали в армию. Шагать в шеренге и стоять в карауле почти не пришлось. Воинский долг Сергей отдавал с помощью кисти и карандашей. Писал по заказу политотдела портреты и транспаранты. О творческом полете на два года пришлось забыть. 
 
К любимым пейзажам Дрига вернулся, только демобилизовавшись. Но долгое время писал в стол, зарабатывая оформительской работой. Одесса познакомилась с творчеством Сергея только в 1993-м на его персональной выставке.
 
И теперь, когда слышу его имя, сразу возникает в памяти серия пейзажей — таинственный, неповторимый, возведенный воображением Дриги «город D»…
 
Что это за город, пронизанный каналами, с изогнутыми мостами и мерцающими сквозь туман огнями уличных фонарей, можно только догадываться: город Дриги, город Детства, город Dream… В этот город Сергей Дрига попал однажды, путешествуя в своих сновидениях, и перенес его на холст. И как-то на выставке услышал восклицание одного из посетителей: «Да это же Брюгге!». 
 
Любопытно, что в этом старинном бельгийском городке с замшелыми черепичными крышами художник никогда не бывал. Когда же приехал туда, то удивился его поразительному сходству с городом своих снов. Может, он там жил в прошлой жизни? Сложно сказать. Как бы там ни было, мир фантазий обрел реальность. 
 
На открывшейся персональной выставке в «Белой Луне» представлены не только его плавающий на воде «Город D», но и пейзажи Одессы, Венеции, Крыма. Художника манит морская стихия, и тематику эту он намерен продолжать. 
 
Центральное же место в экспозиции занимает картина «Сказка Крыма». На ней — сбегающая к морю залитая солнцем узкая кривая улица, белые домики с красными крышами, стоящие вдоль них кипарисы, в спасительной тени которых можно укрыться от зноя. Но искать на крымском побережье эту улочку — дело безнадежное.
 
— Мои пейзажи — это, в основном, не какие-то конкретные места, — говорит Сергей Дрига. — Такой улочки в Крыму нет, я «собрал» ее из разных ощущений и видений. И сам Крым — это сказка, благодатнейшее для художника место. Я провел в Крыму две недели мая, писал этюды, меня поразила природа этого края: крымские маки, кипарисы. Удивительно: уже большая часть жизни прошла, а Крым я открыл для себя только сейчас. Но осенью опять хочу туда поехать. Я много работал за рубежом: в Нидерландах, Бельгии, Польше, Болгарии. Писал, выставлялся. И наконец, понял: не нужно ехать куда-то в далекие края. В Крыму для художника эмоций предостаточно. 
 
Любимое время года Дриги — осень. Любимый цвет — желтый. Во всех его пейзажах главный участник, главный герой — свет. Он передает ощущение юга в жаркий день с его красками, солнцем, безмерным небом, бескрайним морем. Он заставляет море искриться в яркий солнечный день и отливать серебром в закаты. Секреты своего творчества мастер не выдает. Остается догадываться, что все дело в особых мазках, создающих дополнительную светотень и придающих полотнам особое свечение. 
 
— Если нет пастозного мазка, я не могу передать свои эмоции, мне неинтересно писать, — признается Дрига, который предпочитает работать исключительно маслом, не приемля акрила. 
 
Секрет его обаяния раскрывает искусствовед Ирина Тимохова:
 
— Мы живем в жестком мире, где так не хватает романтики. А Сергей Дрига — один из послед-них романтиков Одессы. В своем искусстве, на первый взгляд, декоративном, он пришел к философскому постижению мира. В каждом его мазке — движение времени, шорох фактуры, атом мира. 
 
Если в Крыму художник писал с натуры, то в Одессе он с закрытыми глазами может представить любое состояние моря, неба, солнца, луны. 
 
— Мне достаточно, что я часто совершаю прогулки от десятой до шестнадцатой станции Фонтана, — поясняет Сергей. А вот по старым улочкам родного города художник теперь гуляет редко: — Старая Одесса съеживается, как шагреневая кожа. Ее дворики почти все уже закрыты на кодовые замки, не заглянешь.
 
Но большой фантазер всегда домыслит то, что скрыто от людских глаз. Увлекшись работой, он может не выходить из мастер-ской месяцами. 
 
На одной из картин новой выставки — жемчужина Одессы Оперный театр в листве… каштана. Откуда рядом с Оперой, на Ришельевской, взялись каштаны? 
 
— Там их нет, а в моей картине есть, — улыбается художник.
 
Интересно, что Сергей Дрига, которому уже перевалило за пятьдесят, до сих пор не является членом Союза художников. На мое недоумение отвечает неожиданно:
 
— Даже и не пытался никогда. Не хочу идти в террариум единомышленников. 
 
Этим он доказывает, что художник по сути своей одинок. Выражается языком искусства. А выставка — это остановка на его творче-ском пути, во время которой он может взглянуть на свои работы глазами зрителя.
 
— У меня есть такие задумки — ахнете, — поделился, прощаясь, основатель «Города D».
 
Значит, возможно, скоро мы увидим совершенно нового, незнакомого Сергея Дригу.
 
Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ.
Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...