Кшиштоф Занусси: «Я живу с ускорением…»

На десятый юбилейный фестиваль нового польского кино в Одессу прилетел выдающийся польский кинорежиссер и сценарист Кшиштоф Занусси.
Прибыв с опозданием на два дня, высокий гость заставил изрядно поволноваться одесских почитателей его таланта. Организаторам фестиваля, руководству кинотеатра «Маски» пришлось даже вносить изменения в программу фестиваля. Но и юбилейный вечер, и премьера нового фильма мастера кинематографа «Внутренние голоса» прошли при полном аншлаге.
Как оказалось, пан Занусси прилетел в Одессу прямо из Гданьска, где в преддверии семидесятилетия со дня начала второй мировой войны и нападения на Польшу состоялась дипломатическая встреча с участием премьеров России и Украины — Владимира Путина и Юлии Тимошенко. Кшиштоф Занусси присутствовал на встрече в качестве президента польско-российского форума.
Перед началом юбилейного вечера в Одессе семидесятилетний кинорежиссер дал пресс-конференцию для журналистов, в которой также приняли участие консул Республики Польша в Одессе Веслав Мазур и директор Музея кино города Лодзь Мечислав Кузьмицкий. Свое выступление Занусси, родившийся за несколько месяцев до начала второй мировой войны, начал с комментария состоявшейся встречи в Гданьске:
— Происходившее было как бы продолжением моей киноленты «Персона non-grata». Это важная для нас, поляков, встреча. Ведь уже сейчас идет борьба за память, и трагические последствия заключения пакта Молотова-Риббентропа, который являлся, прежде всего, нарушением нравственных ценностей, для нашей страны сегодня очевидны. У поляков сложные чувства по отношению к России, ее истории, которая нас то разделяла, то объединяла. Как сказал наш премьер-министр по случаю этой скорбной даты, Советская Армия изгнала немцев с нашей территории, но свободы не принесла, ибо свободы этой не имела. Свободу мы обрели только в 1989 году.
Но по-настоящему свободными люди чувствуют себя только тогда, когда в состоянии признать свою вину. И мы, поляки, созрели для этого и признаем сегодня, что, будучи жертвами, сами тоже совершали зло. И в списке наций, пострадавших по нашей вине, есть и украинцы. Но мы уже настолько свободны, что можем это признать. Для поляков, для нашего очищения важно понять наши сложные взаимоотношения, понять нашу вину, понять, что, находясь в близком соседстве, мы должны поддерживать друг друга. И мы все должны простить и просить прощения. Только так мы можем строить новый мир, без ненависти, без фальсификации истории.
Итальянец по отцу, поляк по матери Кшиштоф Занусси знает что называется изнутри, о чем говорит. Его семья была репрессирована, дед по материн-ской линии был сослан в Сибирь, возвращался оттуда пешком. По признанию режиссера, драматизм этой реальной истории просится на экран, но снимать об этом фильм он не готов. Зато одесситам в рамках десятого фестиваля нового польского кино была представлена последняя работая мастера «Внутренние голоса», появившаяся на экране весной этого года. Одесса стала первым зарубежным городом, в котором этот фильм демонстрируется. В его основу легла пьеса Занусси, содержание которой он предпочел изложить языком кинематографа.
По признанию самого режиссера, картина, которую увидели одесситы, изначально была предназначена не для широкой публики:
— Телевидение взяло на себя финансирование проекта, и я мог себе свободно позволить снять некоммерческую картину, которую, однако, посмотрели полмиллиона польских зрителей. Под внутренними голосами подразумевается совесть, мне небезразлично, что мне подсказывает моя совесть, как она реагирует на мои решения и поступки.
К слову, что касается некоммерческого кино, то отрадно, что мы в Польше добились принятия закона о кинематографии, который позволяет финансирование амбициозных проектов, арт-хаузного кино, независимо от правительства и государственного бюджета.
Безусловно, я бы хотел, чтобы мои картины оправдывались в коммерческом отношении, чтобы не было больших затрат и долгов. Поэтому у меня есть сюжеты и для более широкой публики, и для узкого круга.
По наблюдениям К.Занусси, в последние десятилетия появилась новая формация зрителя, новая «элита», потребители массовой культуры, диктующие спрос:
— Сегодня происходит глобальный процесс, в котором массовая культура пришла к тем людям, которые ранее почти никакой культуры не имели. Для них это шаг вперед, а для интеллигенции — огромное разочарование. У нас очень выросло число людей с высшим образованием, это огромный успех. Но уровень этого образования очень понизился — и это цена успеха. Ведь эта прослойка общества пользуется «товаром» не первого сорта и не второго, а третьего и четвертого. Этот процесс выплеснул на прилавки и экраны примитивную литературу и телесериалы. Я отношусь к этому философски. Да, люди смотрят теленовеллы, представление о мире в которых очень примитивное, глупое. Но для определенной части общества — тоже наука, которая их развивает.
Молодые же кинематографисты ищут свои пути и часто готовы продаваться, надеясь, что рынок им отплатит. И рынок платит, но не любовью, а деньгами. Однако во все времена существовал и существует зритель, пусть и не массовый, готовый принять даже серьезную картину, если она касается важных проблем.
По поводу развития украинского кинематографа, Кшиштоф Занусси заметил:
— Будь я украинским режиссером или министром культуры, чего, к счастью, мне никто и не предлагал, я бы занялся поиском национального героя, выразившего те особенности, которые заключает в себе украинская душа, то, что присуще только украинцам. Когда формируется новое сознание нации, нужен такой герой. Этот совет я всякий раз даю, встречаясь с молодыми украинскими кинематографистами: ищите вашего героя. Как это выразить, уже другой вопрос.
Нынешний приезд в Одессу — уже четвертый для Кшиштофа Занусси. Первый состоялся еще в 1987 году, когда режиссер привез две свои киноленты «Императив» и «Где бы ты ни была». Потом были еще две встречи с одесским зрителем, в 2001-м и 2005-м, и новые работы. За эти годы у режиссера сложилось свое ощущение, понимание нашего города:
— Для меня Одесса — это особое место, «окно в мир». Она обладает замечательным свойством, присущим только определенным городам, где много наций, вероисповеданий, много культур. Она открыта, смотрит широко и этим мне близка.
Мне очень нравится слово «космополит», благородный смысл которого пытались исказить большевики. Только человек, умеющий ценить культуру другого народа, будет дорожить своей, будет являться настоящим патриотом.
В этот свой приезд в День города, второго сентября, кинорежиссер Кшиштоф Занусси был удостоен Почетного знака отличия одесского городского головы «Одесса» — за весомый личный вклад в развитие дружбы между украинским и польским народами и активную популяризацию польского киноискусства в Одессе.
Пока, увы, ни одной своей киноленты в Одессе пан Занусси не снял. По поводу же осуществления постановки оперы на сцене Одесского оперного театра подтвердил, что с таким предложением к нему обращалась и прежняя, и нынешняя дирекция театра. Но зная о конфликтной ситуации в театре, он предпочитает в нее не вмешиваться. Опыт театральных постановок у кинематографиста Занусси имеется, на его счету уже семь подобных работ в разных театрах. Но оптимистичным его взгляд на перспективы развития традиционной оперы не назовешь.
— Последняя опера, которую мы слушаем с удовольствием, — «Турандот», появилась в 1926 году. Потом пришло время новых музыкальных форм. А настоящая опера принадлежит музею, хотя в этом виде может существовать еще долго. Я побывал вчера в вашем невероятно красивом оперном театре и с удовольствием посмотрел выступление московского балета. Но великого будущего для оперного театра я уже не вижу.
В графике пребывания в Одессе у К.Занусси было запланировано и посещение общества польской культуры:
— Эта встреча, в которой участвовали и молодые, и пожилые люди, была очень приятной. Я встретил там одесситов, этнически не связанных с Польшей, но изучающих польский язык, меня это очень обрадовало. Для меня радость — видеть, что в Одессе существует несколько десятков разных национальных обществ, свободно развивающихся.
Сюрпризом для публики, собравшейся на юбилейном вечере, стал незапланированный показ еще одной ленты, на этот раз документальной, под названием «Догнать Занусси». Пятнадцатиминутный фильм снял ученик прославленного кинорежиссера белорусский студент Сергей Рыбаков, показавший, в каком ритме живет знаменитый режиссер, чем заполнены его будни. Увиденное прокомментировал сам герой ленты:
— Восток живет в медленном ритме, что имеет и свои достоинства, но и слабости. А сегодняшний мир стремителен, надо успеть, тем более — пожилым людям. У меня времени уже мало, поэтому я стараюсь жить с огромным ускорением. Я все время бегу, чтобы все успеть.
В конце вечера арт-директор кинотеатра «Маски» и руководитель киноклуба «Ю-Синема» Ян Юсим подарил юбиляру режиссерское кресло с «фирменной» надписью, предназначенное для следующих киносъемок.
Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ.

 

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...