Макс Кюсс: неразгаданная жизнь

Он сочинял веселые вальсы и бравурные марши, а его жизнь была похожа на реквием. Даже с открытием мемориальной доски легендарному одесситу не повезло: именно в этот час тихий погожий день вдруг испортился, сменившись холодным дождем и порывистым ветром.

29 сентября на Екатерининской площади Одессы вспоминали композитора Макса Кюсса (1874-1942). И не просто вспоминали, а отдавали, пусть и запоздало, дань памяти с приличествующей случаю торжественностью. Стоял почетный караул, играл военный духовой оркестр, прошли парадом, чеканя шаг, моряки, даже прогремели орудийные залпы. Ведь Макс Авельевич Кюсс был участником трех войн, военным дирижером и капельмейстером. В числе трехсот написанных им произведений — знаменитый вальс «Амурские волны». Чудесная мелодия нашего земляка, принесшая ему огромную популярность, стала позывными для радиостанций и телеканалов Приморья. Под эту музыку отправляется в путь Дальневосточный экспресс из Хабаровска во Владивосток. А на родине имя композитора Кюсса оказалось почему-то незаслуженно забытым. Теперь эта историческая несправедливость, наконец, устранена.

Мемориальную доску, установленную на доме, где родился и жил Макс Кюсс, изготовил известный одесский скульптор Алексей Копьев. Инициатором увековечения памяти композитора выступил Одесский благотворительный фонд великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

В биографии Макса Кюсса много белых пятен и расхождений. Он родился в Одессе в еврейской семье в 1874 году (по другим документам — в 1877-м и был лютеранином) в доме, выходящем окнами на Екатерининскую площадь. С раннего детства он проявлял музыкальные способности, любил музыку, мечтал играть на разных инструментах. Но скромные доходы семьи не позволяли нанять репетиторов. Чтобы брать уроки музыки, будущий композитор даже пошел работать учеником жестянщика. Научился играть на кларнете. Потом самостоятельно освоил скрипку.

Свое первое музыкальное произведение Кюсс написал в девятнадцать лет. После призыва в армию будущий композитор был зачислен в «музыкантскую команду», как в ту пору назывался военный оркестр. Только по окончании пятилетней службы Кюсс смог по рекомендации поступить в Одесское музыкальное училище, а, закончив его в 1903 году, снова вернулся в армию, получив назначение в одиннадцатый Восточно-Сибирский пехотный полк на должность капельмейстера. С началом русско-японской войны вместе со своим полком М. Кюсс был направлен в район боевых действий в Маньчжурию.

Уже в те годы он получил известность как композитор. Его полковой марш был удостоен высочайшей царской награды — именных золотых часов с дарственной надписью.

Однако самым известным произведением Макса Кюсса стала музыка сугубо гражданская. В 1909 году он написал свой знаменитый вальс «Амурские волны», история создания которого обросла легендами. Композитор посвятил его Вере Яковлевне Кириленко, с которой познакомился по время поездки из Санкт-Петербурга во Владивосток и безнадежно влюбился. Она была женой его начальника, командира полка, героя русско-японской войны. Кюсс объяснился в любви, но получил отказ. Вот какая трогательная романтическая история. Причем название вальса было выбрано с двойным смыслом, ведь Амур — это не только дальневосточная река, так звали бога любви в древнеримской мифологии. И название «Амурские волны» символизировало несчастную любовь, уплывающую далеко по волнам…

Неразделенная любовь оставила в душе Макса Авельевича неизгладимый след. Композитор посвятил вальс любимой женщине, а, оказалось, сделал подарок всему человечеству.

В 1914 году, когда началась первая мировая война, Макса Кюсса отправили на фронт капельмейстером пятой Донской казачьей дивизии. Он уехал из Владивостока и больше никогда не видел женщину, вдохновившую его на написание вальса «Амурские волны».

После революции Макс Авельевич продолжал службу капельмейстером уже в Красной армии, в четыреста шестнадцатом Черноморском стрелковом полку, дослужился до командира музыкального взвода оркестра Кремлевской роты почетного караула. Ушел в отставку в 1927 году в возрасте пятидесяти трех лет. Его отставка была вызвана не столько возрастом, сколько недостаточной преданностью коммунистической партии. Начальство сетовало: «Товарищ Кюсс с большими музыкальными познаниями, свое дело любит и знает хорошо… Но политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно». Ну не хотелось, видимо, Максу Авельевичу на старости лет штудировать труды Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. А для Кремлевского почетного караула это был серьезный недостаток.

В начале тридцатых годов музыкант отправляется в город Дмитров, где устраивается капельмейстером в Дмитлаг — крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД, созданное для строительства канала Москва-Волга. Создает хороший оркестр из музыкально одаренных заключенных. Но продержаться там смог недолго, не выдержал условий. Вернувшись в родной город в 1934 году, Макс Кюсс стал капельмейстером Одесской городской милиции, организовал военно-музыкальную школу, по аналогии с Суворовским училищем, где получали обучение будущие военные музыканты. Вместе с будущим главным инспектором военных оркестров Советской армии Семеном Чернецким, ценившим его талант, Кюсс собирал беспризорных детей и учил их музыке.

Весть о начале Великой Отечественной войны застала шестидесятишестилетнего композитора в Одессе. И здесь возникают версии и домыслы. Почему Кюсс не эвакуировался, а предпочел остаться в осажденном городе? По одной из версий, Макс Кюсс попал в гетто и был расстрелян в конце зимы 1942 года в числе десятков тысяч других одесских евреев. Есть свидетельства, что в последний раз Кюсса видели живым зимой 1941-1942 года, когда его вел по улице немецкий конвой.

По другой версии, документально не подтвержденной, конвой доставил Макса Кюсса к одному из высших офицеров СС, который слышал об известном композиторе. Эсэсовец потребовал, чтобы он сыграл нацистский партийный гимн «Хорст Вессель». И Макс Авельевич его сыграл, но в такой издевательской манере, что эсэсовский «меломан» буквально взбесился и приказал заживо сжечь Кюсса в одесских катакомбах.

Но наиболее правдоподобной выглядит третья версия, которую на открытии мемориальной доски представил известный одесский краевед писатель Ростислав Александров. Он сообщил, что в результате архивных поисков ему удалось узнать следующее. Найден документ, датированный первым октября 1941 года, который свидетельствует, что Макс Кюсс на тот момент содержался во внутренней тюрьме НКВД на улице Маразлиевской. Очень сомнительно, чтобы спустя полмесяца, когда Одессу покинул последний батальон, арестованного выпустили на свободу. Но не исключено. И возможно, по этой причине Кюссу не удалось эвакуироваться и он был расстрелян в селе Дальник.

Так или иначе, трагически погиб выдающийся музыкант и композитор, написавший одну из красивейших инструментальных мелодий начала XX века. Теперь имя нашего земляка заслуженно увековечено на самой красивой площади города.

Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ.

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...