«Женский голос, как ветер, несётся…»

На прошлой неделе, 11 декабря, скончалась великая оперная певица, основатель и художественный руководитель Центра оперного пения в Москве Галина Павловна Вишневская. Своего мужа, гениального музыканта Мстислава Ростроповича, Галина Вишневская пережила на пять с лишним лет. Скончалась великая певица в своем доме в дачном поселке Жуковка, в окружении семьи. Говорят, певица ушла тихо, во сне.

Галина Павловна Вишневская родилась в Ленинграде 25 октября 1926 года. Почти все детство провела в Кронштадте. Пережила ленинградскую блокаду, в шестнадцать лет служила в частях ПВО. В 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор.

Первый брак — военный моряк Георгий Вишневский, с которым развелась через два месяца.

«Он не хотел, чтобы я пела, чтобы училась, чтобы шла на сцену, — рассказывает Галина Вишневская в своей автобиографической книге. — Он ревновал меня даже к старику-педагогу, подкарауливал на улице, чтобы увидеть, с кем я выхожу. В общем, история стара, как мир. И когда я поступила в Ленинградский театр оперетты, разразился скандал, положивший конец нашему браку. Мы расстались навсегда после двух месяцев супружеской жизни, и только фамилия Вишневская напоминает мне о том, что это действительно было…».

Вторым мужем певицы стал директор театра оперетты Марк Рубин.

«В Ленинградский областной театр оперетты привела меня знакомая, — рассказывает Галина Вишневская. — Пришли к директору Марку Ильичу Рубину, спели ему по романсу — сами молоденькие, фигурки чудесные. Ну нас и приняли.

Я вышла замуж за Марка Ильича Рубина. Был он старше меня на двадцать два года, мне — восемнадцать, а ему — сорок. Переехала к нему в коммунальную квартиру и почувствовала наконец, что обрела то, чего у меня не было: дом и семью… А вскоре поняла, что беременна.

…Я с семи утра до двенадцати ночи просидела в пальто на деревянной скамейке роддома в коридоре. Отвели меня в палату, где рожают уже. Положили на стол, на нем я и пролежала двое суток. А вокруг меня — крики, стоны. Какие там обезболивания — не ори! — и все тут…

Родила я сына. И сразу начался у меня родовой припадок эклампсии. Начинаются страшные судороги, все тело перекручивает так, что можно откусить себе язык, остаться на всю жизнь с перекошенным лицом. Да видно, крестное знамение меня охранило…

Мальчика назвали Ильей — в память об отце Марка. Принесли мне сына кормить — он как взял грудь, так соски у меня и полопались. Грудница началась — нарывы на обеих грудях, высокая температура. Пришла домой — помочь некому. Марк — мужчина, что с него спросишь? Лежу уже месяц, встать не могу: температура сорок! Ребенок кричит, есть просит, а кроме груди, что ему дать? Подношу его к груди и кричу, чтобы заглушить дикую боль…

В эти дни вдруг появился мой отец — пьяный, конечно. С очередной своей женой! Посидел — видел прекрасно, в каком я отчаянном положении, — и ушел…

Кончилось тем, что ребенок получил отравление. Диспепсия, спасти не смогли. Он умер двух с половиной месяцев…».

В третий раз Галина Вишневская вышла замуж в 1955 году за ставшего впоследствии знаменитым виолончелиста, дирижера Мстислава Ростроповича. Безусловно, главного мужчину в ее жизни.

На одном из приемов в «Метрополе» Вишневская была представлена молодому виоленчелисту, трудную фамилию которого тут же забыла. Вскоре на гастролях в Праге этот виолончелист подлетел к ней, одаривая комплиментами и ландышами. Уже через четыре дня Мстислав Ростропович и Галина Вишневская решили пожениться. Много лет спустя американские журналисты спросили Ростроповича, что он думает по поводу того стремительного решения? Мстислав Леопольдович ответил: «Думаю, что потерял четыре дня».

«Я ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные героини, — вспоминала Галина Вишневская. — Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать».

Еще до встречи с Мстиславом Ростроповичем Галина Вишневская в мае 1952 года увидела афишу, уведомлявшую о конкурсе в стажерскую труппу Большого театра. Ее приняли, несмотря на отсутствие консерваторского образования.

Первой партией Вишневской на сцене Большого стала Татьяна в «Евгении Онегине» (с этой же партией вышла ее первая пластинка). На сцене Большого театра Галина Павловна исполнила более тридцати партий. Среди них Купава в «Снегурочке», Керубино в «Свадьбе Фигаро», Лиза в «Пиковой даме», Наташа Ростова в «Войне и мире», Баттерфляй в «Чио-Чио-сан», донна Анна в «Каменном госте», Виолетта в «Травиате», Аида в одноименной опере…

Растущая слава Галины Вишневской сделала ее полновластной царицей Большого театра. Она была на самой вершине славы, возможной в СССР для человека искусства. Пела Вишневская и на сценах лучших театров мира.

В начале семидесятых годов Ростропович и Вишневская поселили на своей даче опального писателя Александра Солженицына, на которого советская власть вела настоящую охоту. Вокруг семьи стало сжиматься невидимое кольцо. «От нас стали отворачиваться коллеги, друзья, соседи, — вспоминала Г. Вишневская. — Писали доносы, не здоровались…».

Тем не менее до поры до времени трогать деятелей культуры с мировым именем власть не решалась. Но это продолжалось недолго: в 1974 году Вишневская и Ростропович вынуждены были уехать на длительные гастроли. Но фактически это была эмиграция. Американские и европейские импресарио приняли их с распростертыми объятиями. Понятно, что в СССР не могли не отреагировать: имена Ростроповича и Вишневской стали вымарывать с пластинок, из энциклопедий, из титров кинофильмов…

А через некоторое время специальным указом высылку оформили юридически: супруги были лишены советского гражданства, почетных званий и наград. «Выехавшие в зарубежные поездки М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская… систематически оказывали помощь враждебным СССР зарубежным организациям, — говорилось в официальном правительственном сообщении. — Так, в 1976—1977 годах они дали несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций».

Галина Вишневская вспоминала, что узнала о лишении гражданства из выпуска теленовостей: «Мы были вытолкнуты из страны в одночасье. Я никогда не думала, что придется уехать. Если бы у меня была атомная бомба, прости меня, Господи, я бы ее кинула и сдохла бы сама со всеми вместе, в таком я была состоянии».

Гражданство супругам вернут через двенадцать лет, в 1990 году, на волне перестройки, одновременно с Солженицыным. Правда, от гражданства Ростропович и Вишневская отказались уже сами. Но в Россию вернулись. Мстислав Ростропович, как известно, защищал Белый дом в 1991 году во время ГКЧП.

Галина Павловна создала в Москве Центр оперного пения. Она не только обучала — при центре был организован собственный оперный театр. Вишневская считала, что выпускник консерватории в лучшем случае «умеет петь, не фальшивя». «Чтобы заработать имя, набраться опыта, нужна сцена. Вот мы ее и предоставляем», — говорила она.

В 1984 году певица написала книгу «Галина». На родине книга была издана только в годы перестройки. 24 октября 2011 года Галина Павловна представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к ее восьмидесятипятилетию.

«Галина» появилась не потому, что я «хотела книгу», — рассказывала певица. — Я вынуждена была что-то сделать, чтобы объяснить всем, почему нас вышибли из страны… В газетах же не расскажешь — мало места. Вот тогда я села и написала эту книгу, сама, своей рукой каждое слово. Как думала и чувствовала, как жила. Но не думала тогда, что книгу издадут в России. Нет, я знала, что попасть-то она попадет на родину, но так, нелегально…».

Журналистам Галина Павловна говорила: «Моя судьба в искусстве — это вообще отдельный разговор. Ни у кого ничего не просила. Никому ничем не обязана. А чтобы сверкать, надо иметь талант, другого пути я не знаю. Еще надо, конечно, выйти и предъявить себя, а дальше — добиваться самого высокого качества. Работать надо! И я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать. И книгу свою не перерабатывала — пару эпизодов добавила, и все. Ах да, там еще досье КГБ на меня есть. Ничего не скрываю».

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович успели отметить золотую свадьбу. А потом неожиданно заболел и через несколько месяцев умер от рака Мстислав Леопольдович. И многие удивлялись, как Вишневской хватает сил не плакать на похоронах.

«Никто не знает, сколько перед этим мама выпила успокоительных лекарств, — рассказывала старшая дочь Ольга, — но когда мы приехали после прощания на дачу, она не смогла больше сдерживаться. Закрылась в своей комнате, и оттуда донесся… даже не плач, это был, скорее, крик. Или, вернее, настоящий вой. Мы испугались, и только ее внук зашел к бабушке и сказал, что она должна сесть на стул перед иконами и говорить все, что ей хочется, Богу. Мама послушно пошла в комнату с иконами, закрылась там… И через какое-то время вышла другим человеком».

Люди, которые знали Галину Вишневскую, подчеркивают: она смогла быть равновеликой своему великому мужу. Когда было нужно, при всей мощи и огромном честолюбии, она отступала в тень и пропускала его вперед. Она пропускала его как звезду, в каком-то смысле, может быть, еще более яркую, чем она. Галина Павловна осознавала это, и у нее хватало ума и характера отступить — даже не потому, что она понимала, что так нужно. А потому, что она его любила. Они безумно любили друг друга…

Женский голос, как ветер, несется,
Чудным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется, —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.

Это стихотворение написала Анна Ахматова в 1961 году под впечатлением от пения Галины Вишневской.

Галина Павловна Вишневская и в творчестве, и в жизни оставалась человеком «с прямой спиной». Даже в самые безысходные и подлые времена.

По материалам СМИ подготовила Татьяна ВЛАДИМИРОВА.

На фото внизу: Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и Давид Ойстрах, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Монте-Карло, 1986 год

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...