«Великий Немой» шагает по Одессе

Несмотря на малую известность современного украинского кино в мире, все большие обороты набирают «немые» ленты наших соотечественников. Возможно, это связано с недавней эйфорией по голливудскому «Артисту», взявшему несколько Оскаров. А может быть, наших кинематографистов наконец-то разглядели и по достоинству оценили западные киноманы. Так или иначе, спрос на «украинского немого» явно возрос, что доказывает четвертый кинофестиваль «Немые ночи», недавно завершившийся в Одессе.

Отметим, что публика здесь была, мягко говоря, разношерстная: одесский бомонд, люди искусства, школьники, хипстеры, обычные туристы — всех понемногу. Нельзя было выделить «ядро» фестивальной аудитории. Возможно, потому что всех гостей объединял не статус или возраст, а любовь к кино и к современной музыке. Вот и организаторы на вопрос о целевой аудитории ответили: это, прежде всего, люди, готовые к эксперименту над собой и своим мировосприятием. Из-за такой аудиторной ориентации фестиваль и носил характер не архивного, а эстетического, призванного удовлетворить в первую очередь мышление зрителя. И только потом — развлечь.

Открыл форум фильм «Укразия» Петра Чардынина. Именно этот режиссер в свое время познакомил зрителя с королевой немого кино Верой Холодной, которая до этого «использовалась» в синема, скорее, как интерьерное украшение, чем объект действия. Чардынин же имел свой собственный подход к работе с актерами, а также к съемочному процессу целиком, выводя на первое место не декорации, а фабулу сюжета. Он стал первооткрывателем украинского кинодетектива и исторической драмы, боевиков и литературных экранизаций, был признан «мастером салонного кино».

Фильм «Укразия» был снят в далеком 1925-м. На экраны в свое время картина так и не вышла, поскольку ее сценарист был признан врагом народа. Лента, длительность которой изначально составляла двести минут, до наших дней дошла только с хронометражем в семьдесят. Реставраторы из Национального центра имени Довженко с огромным трудом восстановили фильм. Самой большой утратой «новой версии» считается ненайденная сцена с выступлением известного шансонье Александра Вертинского. Но организаторы фестиваля решили восполнить эту потерю, пригласив для музыкального сопровождения «Укразии» польский коллектив «Minimatikon».

Вторым украинским фильмом стал «Хлеб» Николая Шпиковского (1930 г.). Надо сказать, что это уже вторая картина Шпиковского, демонстрируемая на «Немых ночах» (в 2012-м был показан его «Шкурник»). Создатель этих лент, как и многие деятели украинского искусства эпохи «Расстрелянного возрождения», был вычеркнут из истории кинематографа, хотя и признавался своими современниками «королем киноавангарда». До этого момента картина «Хлеб» не демонстрировалась широкой публике, поэтому организаторы «Немых ночей» назвали показ фактически мировой премьерой фильма. Озвучивать картину доверили белорусской фолк- и этногруппе «Port Mone».

Кроме отечественных лент, в рамках фестиваля были продемонстрированы работы чешского, немецкого и американского режиссеров. Густав Махаты, создатель известного эротического шедевра «Эротикон», был «введен» в программу с картиной «Крейцерова соната» (1926 г.) по мотивам одноименной повести Льва Толстого и с музыкальным сопровождением чешского рокера Павла Файта.

Фридрих Вильгельм Мурнау, один из немногих европейских режиссеров, кто сумел «прижиться» в Голливуде, предстал с фильмом «Последний человек» (1924 г.), снятым на пике рассвета немецкого экспрессионизма. История самой ленты достаточно интересна: у американских прокатчиков был свой взгляд на искусство, и им не подходили ни излишняя депрессивность немецкой ленты, ни полное отсутствие субтитров. Последними Мурнау хотел подчеркнуть полноценность киноязыка и ввести субъект восприятия посредством движения камеры. Не договорившись с американскими продюсерами, режиссер переснял концовку и добавил финальный крайне нелогичный титр. В качестве аккомпаниаторов «Последнему человеку» был приглашен дуэт Летов & Голоухов. Сергей Летов — известный саксофонист и брат рокера Егора Летова.

Последним киношедевром в программе стала лента американца Кинга Видора «Патси» (1928 г.) с Мэрион Дэвис в главной роли. В свое время мисс Дэвис прославилась гораздо больше подробностями своей жизни с медиамагнатом У. Херстом, нежели ролями. Однако это отнюдь не уменьшает ее таланта и того эстетического удовольствия, которое получили зрители от игры актрисы.

Музыкальное сопровождение для фильма написал известный одесский джазовый пианист Юрий Кузнецов, для которого это был дебют в озвучивании комедий. До этого он уже сотрудничал с организаторами фестиваля, выступив композитором психологических драм «Страсти Жанны д’Арк» К.Драйера и «Палаюче вогнище» И.Мозжухина. Накануне на пресс-конференции Кузнецов отметил: сам конечную версию фильма «Патси» еще не видел, потому с удовольствием посмотрит ее.

Сразу после показа «Патси», который состоялся в последний день программы, был устроен концерт, где, помимо задействованных ранее музыкантов, принял участие новый киевский проект «Dakh Daughters». Он был создан на базе театра «Dakh» и состоит из семи актрис, исполнивших песни на стихи Иосифа Бродского, Михайля Семенко и других поэтов.

В этом году «Немые ночи», как и раньше, были разделены на сеты, каждый из которых посвящался знаменитым киноактерам прошлого — Петру Чардынину, Луке Ляшенко и Мэрион Дэвис. Но в отличие от предыдущих лет, нынешний фестиваль включал в себя только вечерние сеансы с учетом интересов зрителей, спешащих после просмотра на общественный транспорт.

За четыре года своего существования «Немые ночи» могут уже похвастать наличием постоянных гостей, и, как подчеркнул один из организаторов и заместитель генерального директора Национального центра имени Довженко Иван Козленко, двадцать процентов из них — киевляне. А это значит, что это меро-приятие получило распространение и за пределами Одессы.

«Фестиваль из невыигрышного становится популярным», — подытожил Юрий Кузнецов. А вместе с известностью возрос и его бюджет, который увеличился в четыре раза по сравнению с начальными капиталовложениями.

Анастасия КОЗАЧОК.

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...