Душа куклы

В ДЕНЬ солнечного затмения в Одесской арт-галерее «Белая луна» (ул. Канатная, 9) открылась новая художественная вы-
ставка, главным украшением которой стала коллекция авторских кукол Надежды Загорий.
Авторская кукла — молодой вид творчества, завоевывающий сегодня все большую популярность и у тех, кто их создает, и у тех, кто их коллекционирует. Кукла давно перестала быть только предметом детской забавы. Их с удовольствием собирают вполне взрослые и серьезные
люди. Да и сами куклы сильно видоизменились.
Согласно словарю Владимира Даля, одно из значений слова «кукла» — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина. Но глядя на очаровательные создания Надежды Загорий, их трудно заподозрить в глупости и бездушии, так они одухотворены и реалистичны. Двадцать ее кукол, каждая из которых произведение искусства, не только удачно вписались в интерьер арт-галереи. Они вдохнули в нее какую-то особую жизнь, легкую и трепетную, как крылья двух ангелов, парящих высоко над землей.  У каждой куклы своя маленькая волшебная история, свой образ: «Русалочка», «Мечтательница», «Белый клоун», «Шут-пересмешник», «Матрешка», «Скалолаз», «Джулия Ламберт» (героиня романа С.Моэма «Театр»). Есть целая серия кукол под названием «Прогулки по Французскому бульвару». Они одеты в костюмы разных исторических эпох. Поэтому настольная книга Надежды — «Энциклопедия моды», чтобы костюмы кукол полностью соответствовали духу времени.
— Рождение кукол происходит по-разному, — рассказывает Надежда Загорий.  — Иногда, как «Полиана», держащая в руках хрусталик, это герои любимых книжек. Иногда, как с другой куклой, все шло от жеста. Мне хотелось сделать куклу с распахнутыми руками. При этом  она должна была лететь, не доставая ножками земли. Так появились «Полеты во сне и наяву». А этого мудреца я назвала «Пески времени».
К куклам у меня всегда было какое-то трепетное отношение. Кукол было много и куклы были очень красивые. Я никогда их не ломала, не пыталась разобрать, чтобы узнать, как они устроены. Когда я стала старше,  мама раздала моих кукол другим детям, и они все были, как новенькие. Ни одной, увы, не сохранилось. Став взрослой, я уже покупала кукол для своих дочерей, но, скажу честно, ни одна из них мне по-настоящему не нравилась. А когда дочери уже выросли, я совершенно неожиданно и для них, и для себя самой вдруг испытала острое желание научиться мастерить кукол.  
У Надежды два высших образования: сначала она избрала для себя прикладную математику, а проработав по специально-сти несколько лет системным программи-стом, поступила в другой вуз, решив заниматься конструированием и моделированием женской одежды. Вторая профессия оказалась ближе и интересней.
Толчок к новому увлечению, которое затмило собой все, превратившись в наваждение и страсть, дала телевизионная программа о школе при московской галерее кукол «Вахтанговъ». И Надя загорелась этой идеей. Но Москва далеко. И она стала искать где-то поближе. Не найдя такого направления в родной Одессе, продолжила поиск в Киеве. В столице тогда только открылась галерея кукол «Парсуна», а при ней были организованы учебные занятия и мастер-классы.
— Мой муж сначала никак не мог понять моего увлечения. Узнав, что я решила отправиться на курсы кукольников в Киев и сколько стоит обучение, он мне сказал: возьми эти деньги, пойди в магазин и купи куклу, какую захочешь. Теперь же он вполне серьезно относится к моему творчеству и даже хранит первую слепленную мной ручку, — смеется Надежда.
Пройдя базовый курс при галерее и несколько мастер-классов, Надя, получив первоначальные навыки, решила вначале попробовать работать с разными материалами, чтобы определить, что ей ближе, интересней. 
— Трудней всего было, наверное, с первой куклой, которую я сделала на курсах из выданного брикета запекаемого пластика «суперскалпей» с помощью необходимого инструмента, — рассказывает Надежда Загорий. — Потом стала пробовать из других видов материалов, на разную тематику: возрастная кукла, скульптурная кукла и так далее. Моим заочным учителем стала извест-ный мастер-кукольник автор специализированных книг Елена Кунина. Очень помог журнал «Кукольный мастер». Изготовление куклы — длительный трудоемкий процесс. Секрет умения прост — нужно много и терпеливо работать, со временем появляются собственные технологии, навыки, приемы.
Для куклы делается каркас, потом она лепится  из пластика, выглаживается, запекается при небольшой температуре в печи. Запекаемый пластик дает возможность более сложного жеста. Фарфор более условен. Из него легко создать молодых девушек и детей. Но создать возрастную куклу с ее мимикой, морщинами невозможно. Чтобы создать таких вот кукол, каждую деталь — голову, ручки, ножки — нужно запечь в духовом шкафу. Я придумала свою технологию выпекания, подвешивая куклы на решетке за арматуру. Как мой муж шутит: «Опять расчлененку запекаешь». 
Теперь в большом доме семейства Загорий царит особая кукольная атмосфера. Куклы обитают на специальных стеллажах, хозяйка время от времени обметает их большой художественной кистью. А шкафы забиты тканями, тесьмой, кружевом, бисером, пайетками. В работу кукольника входит не только слепить куклу, но и смастерить все необходимые предметы одежды, обувь, аксессуары — от начала до конца. Но чтобы создать куклу, от художника требуется не только идея и мастерство, но еще и много любви.
Своей дочери к окончанию института Надежда сделала джинна, сказав ей при этом: «Пусть у тебя будет свой собственный Хоттабыч, который исполняет твои желания». На выставку дочка его не отдала, объяснив, что тот пока занят: «работает» над исполнениями желаний и некогда ему на вы-ставки ездить.
— Когда я работаю, то ощущаю в этом процессе нечто мистическое, потому что вижу перед собой реальную, почти живую персону, индивидуальность, — делится Надежда. — Для меня куклы как живые люди. Вот сейчас куклы на выставке, и у меня ощущение, что дом опустел. Как будто все уехали, а я осталась одна… Меня иногда спрашивают: какую энергетику несут мои куклы. Однозначно, они приносят людям радость. Куклы, как и любое произведение искусства, все, что сделано руками и с душой, не могут причинять вред. Куклы несут только позитивный заряд.
— Даже если это негативный образ, отрицательный персонаж?
— Ведьмы, черти мне как-то неинтересны, я не понимаю людей, которые вешают их в доме. У меня нет злых кукол, они все добрые. Что касается мистики, у кукольников бытует мнение, что, делая куклу, нельзя использовать ничего своего — волосы, ногти. Мы не знаем дальнейшую судьбу куклы, в чьи руки она попадет, как к ней будут относиться, как будут за ней ухаживать. И на кукольнике может сказаться, если его творение сломают, сожгут, испортят…
— Какие куклы более востребованы?
— Как правило, спросом пользуются куклы-девушки, Пьеро и Коломбина. А вот возрастные куклы почему-то спросом не пользуются, ими восхищаются, их высоко оценивают, но не хотят иметь рядом. Может, оттого, что не хотят видеть старость рядом с собой.
— А кто их покупатели?
— Эти дизайнерские, интерьерные куклы, скорее, для взрослых людей, а не для детей. С ними нельзя играть, с ними можно просто дружить. Мои куклы частенько «уезжают» в Германию, страну, которая славится своими куклами. Думаю, вот почему. У российских и украинских кукольников куклы получаются гораздо интересней, человечней. В немецких, голландских куклах больше технологий.  Они выглажены, в готовых паричках и туфельках, там все это можно купить. Все вроде хорошо, а чего-то не хватает. Они сродни хорошим манекенам. А наши куклы ближе людям, даже если они шаржированы. В них больше чувства, эмоций. В этом, наверное, специфика славянского характера. Мы больше чувствуем, а они больше думают.
— Надежда, какие еще задачи вы перед собой ставите? К каким вершинам мастерства стремитесь?
— Мечтаю делать игровых кукол с гибким каркасом, чтобы они меняли позы, стояли, сидели. И куклы-дети мне пока не даются. Они у меня получаются взрослыми. Я пока не довольна ни одним своим «ребенком».
Прошлой осенью Надежда Загорий приняла участие в киевской выставке кукол в галерее «Парсуна» под названием «Елизавета. Золотой век».  Она представила двух английских королев разного возраста, юную и на закате жизни, получивших высокие оценки за мастерство.  Теперь пришла очередь одесситов оценить мастерство и профессионализм своей землячки.
Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ.

 

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...