Возвращение Караваджо

О том, что в Германии найдена картина Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды», министр внутренних дел Анатолий Могилев сообщил в прошлую пятницу. Международная спецоперация была проведена сотрудниками МВД Украины вместе с коллегами из криминальной полиции ФРГ и полиции Чехии. Были задержаны три гражданина Украины, совершившие кражу, и гражданин Германии, именно тот, кто прятал картину в течение двух лет.
Правоохранители давно вышли на след подозреваемых, однако получить документальные доказательства их преступной деятельности удалось только в последнее время.
По словам А.Могилева, задержанные в Германии украинские граждане являлись членами бандформирования, которое в течение одиннадцати лет занималось в Украине, России и Германии кражами антиквариата, а также дорогих автомобилей и прочих ценностей у богатых хозяев.
По некоторым сведениям, в нашей стране были задержаны еще с десяток человек из этой банды. Проведены обыски, в результате которых изъяты дорогие автомобили, оружие, более двух тысяч мобильных телефонов. Также установлены лица, скупавшие краденое, эти ценности изъяты. Министр МВД уточнил, что все задержанные — жители Киева и Луганской области не старше сорока лет.
Работали похитители не «на заказ», поэтому картина так долго хранилась у них: они все это время искали, кто бы мог купить Караваджо.
По утверждению экс-министра МВД Юрия Луценко (при нем начинались поиски картины), расследование проводило управление специальных операций МВД. Когда установили личности подозреваемых, решили внедрить в их ряды агента («крота»). Им стал один из офицеров МВД. Перед внедрением в банду он прошел спецподготовку в СБУ (Службе внешней разведки) и в других силовых структурах. «Крот» получил квалифицированные консультации у опытных экспертов и искусствоведов. «Этот офицер должен был изображать знатока живописи и творчества известных мастеров, — рассказывает Юрий Луценко. — И у него это получилось. Даже опытные знатоки приняли его за своего».
Агенту были предоставлены дорогой автомобиль и деньги на «представительские» расходы. В течение нескольких месяцев «антиквар» посещал всевозможные выставки и салоны.
«Однако подозреваемые были очень осторожны и проверяли всех, кто выходил с ними на контакт, — продолжает Юрий Луценко. — Выяснив, что автомобиль и номер мобильного телефона, которыми пользовался агент, куплены недавно, они перестали с ним общаться».
Попытки внедрить других агентов заканчивались неудачей. В итоге похитители снова начали общаться с первым агентом. Именно ему удалось доказать, что они и похитили картину.
По информации конфиденциального источника в правоохранительных органах, также задержан и потенциальный покупатель картины.
Картина Микеланджело Меризи да Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды», украденная из Одесского музея западного и восточного искусства около двух лет назад, найдена. Эта информация со ссылкой на правоохранительные органы моментально облетела не только Украину, но и весь мир. Шутка ли — речь идет о шедевре живописи!
— Я прочел это сообщение, однако ни подтвердить, ни опровергнуть его пока не представляется возможным, — таким был первый комментарий директора музея Владимира Островского. — Сообщается, что в Германии были задержаны трое граждан Украины, у которых обнаружен похищенный шедевр. Решается вопрос об их экстрадиции и возвращении картины. Искусствоведы уже давно не верили в то, что картина находится в Украине, и подчеркивали: с помощью «своих каналов» в погранично-таможенных кругах злоумышленники наверняка сделали все, чтобы вывезти ее за границу. Еще в марте я получил информацию о размещении на одном из российских Интернет-аукционов в разделе «Продам картину» сообщения о продаже картины, похожей на «Поцелуй Иуды». За смехотворную цену — шестьдесят миллионов рублей. Тогда я сообщил об этом в правоохранительные органы и СБУ. В ответ — молчание…
Позже следователь Бондаренко сообщил, что эта информация не подтвердилась. Если поначалу следствие заявляло, что к поисковой операции подключены лучшие силы милиции и СБУ, поэтому убеждены, что грабителей удастся найти, то со временем… Уже не вспоминали, что на окне, через которое проникли в музей воры, остались отпечатки пальцев и следы обуви. По утверждениям одесских следователей, ни один отпечаток пальцев не идентифицирован по базе данных МВД, мол, это означает, что ранее этот человек не имел дел с правоохранителями, не привлекался к уголовной ответственности, потому не исключено: картина лежит у него «под подушкой», и вор решил до поры до времени не продавать «Христа». Отбросили они и попытки связать похищение со смертью харьковского коллекционера Николая Пономаренко, опровергли «новость» об обнаружении картины в Украине.
Это произведение искусства — национальное достояние, внесено в каталог мировых шедевров. Картина неоднократно покидала стены одесского музея и экспонировалась на крупнейших международных выставках в Испании, Италии, Германии. (По оценкам экспертов, нынче Караваджо — самый дорогой автор, представленный на мировых аукционах «Сотбис» и «Кристис». Менее значительные этюдные работы этого художника продавались за восемьдесят миллионов долларов. Как выяснилось, украденная картина не была застрахована, поскольку музейные экспонаты страховке не подлежат. — Авт.).
— Обычно такие вещи крадут по заказу, — говорит бывший следователь Генеральной прокуратуры СССР Сергей Мищенко, занимавшийся расследованием дел, связанных с кражей раритетных предметов искусства.
— Как правило, подобные картины оседают в руках частных коллекционеров для индивидуального созерцания. И еще — раритеты крадут не для того, чтобы попадаться.
При подобном «раскладе» надеяться
оставалось только на помощь зарубежных специалистов.
Напомним. «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» — единственная работа великого итальянца Караваджо, хранившаяся в отечественных коллекциях. Картина оценивается экспертами в сто миллионов долларов (по ценам «черного рынка»).
Детально отслеживая события, «Юг» не раз информировал читателей, приводил экспертные оценки искусствоведов. В частности, о том, что злоумышленники не очень-то заботились о сохранности похищаемого шедевра. Полотно размером 134х172,5 сантиметра было вырезано очень неаккуратно, вероятно, с помощью ножа. Похоже, похитителям пришлось забраться на стул. Они не доставали до верхнего края картины, поэтому холст обрезали очень неровно. Это означает, что бесценное произведение смертельно ранили.
Однако самое страшное в том, что похитители не только варварски вырезали картину по ее периметру, но и могли сложить ее или свернуть краской вниз. Унести полотно в выставочном варианте было нереально: даже для того, чтобы снять со стены уже пустую раму и перенести ее в хранилище, понадобились шесть человек! В «свернутом» варианте краска осыпается, и картина может оказаться весьма серьезно поврежденной.
По сведениям исследователей, помимо этого раритета эпохи Возрождения, на территории бывшего СССР есть лишь одна картина кисти Микеланджело Меризи да Караваджо — «Юноша с лютней» — в экспозиции знаменитого Эрмитажа. Всего же в мире насчитывается около сорока оригинальных полотен этого автора.
К слову, в этом году — четырехсотлетие со дня смерти этого величайшего живописца. Россияне намереваются привезти (всего на несколько дней) в Феррару картину «Юноша с лютней». Об этом сообщили в пресс-службе Государственного Эрмитажа, уточнив:
— В Ферраре находится центр «Эрмитаж-Италия». Мы планируем представить там каталог итальянской живописи XVI века, обложка которого украшена репродукцией именно «Юноши с лютней». На презентации будет обнародовано исследование итальян-ских и российских специалистов о картине Караваджо. Ведь «Юноша с лютней» известен в трех вариантах. Кроме эрмитажного, существует еще полотно в собрании Вильденштейна (Нью-Йорк) и полотно из собрания Бадминтон-хаус (имение герцогов Бофортов в британском графстве Глостершир). В 2001 году в Германии появилась и четвертая версия, но ее подлинность оспаривается. Кто послужил моделью для лютниста, доподлинно неизвестно. Существуют предположения, что это был Марио Миннити, сицилий-ский художник и друг Караваджо. По другой версии, Караваджо позировал испанский певец-кастрат Педро Монтойя.
Исследователи утверждают, что Караваджо часто создавал сразу несколько автор-ских копий своих работ. В середине пятидесятых годов минувшего столетия московский искусствовед Ксения Малицкая обосновала принадлежность картины из коллекции Одесского музея западного и восточного искусства кисти Караваджо. Однако в 1993 году, когда в Дублине в одном из монастырей была найдена еще одна картина Караваджо «Взятие Христа под стражу», ирландские искусствоведы подлинность одесского полотна подвергли сомнению. В конце девяностых годов это полотно побывало на экспертной выставке в Мюнхене, а также на международной выставке «От Караваджо до Маттиа Прети» в миланском Палаццо Реале. В начале века нынешнего в ходе специального длительного искусствоведческого расследования итальянские и английские эксперты признали одесский экземпляр подлинником.
Исторически подтверждено, что среди покровителей Караваджо были кардиналы, банкиры и знатное римское семейство Маттеи. Для Асдрубале Маттеи в 1598 году была написана картина «Взятие Христа под стражу». Спустя двести пятьдесят лет ее приобрел в Париже русский посол во Франции Базилевский и в 1870 году преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В конце XIX — начале XX века полотно передали Одесскому художественному училищу, откуда в двадцатые годы оно попало в Музей западного и восточного искусства.
Когда в Ирландии обнаружили новую версию этого произведения, некоторые зарубежные специалисты сочли его оригиналом, написанным вариантом для Чириако Маттеи, старшего брата заказчика одесской картины. Существует версия, что Караваджо действительно написал картину для одного из братьев, а потом повторил ее для другого.
— За свою долгую жизнь «Взятие Христа под стражу» неоднократно реставрировалось, причем не всегда удачно, — рассказывают сотрудники одесского музея. — Предпоследний раз ее «оживляли» в Москве еще во времена СССР. А вот качественно отреставрировали только в июне 2006 года благодаря спонсорской помощи бывшего одессита — владельца престижной итальянской фирмы одежды. Двух тысяч долларов, полученных от мецената, хватило на расчистку полотна от разложившегося местами лака, а также от следов прежних, не совсем удачных вмешательств. Лицевую сторону картины покрыли специальным прозрачным лаком немецкого производства, а оборотную защитили бескислотным картоном. Шедевр привели в надлежащий вид киевские специалисты Владимир Цитович и Татьяна Тимченко-Цитович. После этого ее и выставили в зале музея, откуда два года спустя раритет похитили неизвестные, проникнув в музейный зал через выдавленное окно второго этажа. В момент кражи в здании находился один охранник, а на окнах отсутствовали решетки. Сигнализация, которая была установлена в музее в 1996 году и состояла из акустических датчиков на стеклах окон, подающих сирену только при их повреждении, не сработала.
Как бы там ни было, факт кражи картины весьма печален. Кстати, эту же картину (именно ее ирландский вариант) уже однажды… воровали в фильме «Обыкновенный преступник», главную роль в котором сыграл знаменитый голливудский актер Кевин Спейси. Там, по сюжету, вор добровольно возвращает картину в музей.
За всю историю Одесского музея западного и восточного искусства (с 1920 года) лишь один его экспонат был похищен, да и то во время выездной выставки.
— В 1965 году на выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве была украдена работа известнейшего голландского живописца Франца Хальса «Евангелист Лука»,
— рассказывает заместитель директора музея по научной работе кандидат наук Людмила Сауленко. — Тогда ее нашли, полотно сильно пострадало из-за неправильного хранения, но оно было успешно отреставрировано. Теперь картина снова украшает экспозицию нашего музея.
Это ЧП едва не стоило кресла тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой. Чтобы разыскать картину, которую на москов-скую выставку привезли из одесского музея, сотрудникам МВД и КГБ пришлось провести уникальную операцию. Это скандальное дело позже легло в основу известного художественного фильма «Возвращение «Святого Луки». Лента, снятая в 1970 году режиссером Анатолием Бобровским, стала первым фильмом-детективом трилогии о полковнике милиции Зорине. В главной роли сыграл Всеволод Санаев, в ролях Олег Басилашвили, Владислав Дворжецкий, Екатерина Васильева.
Напомним также, что в июне 2005 года из Художественного музея Одессы была похищена картина Айвазовского «Морской вид». Злоумышленники, разбив оконное стекло бельэтажа, через решетку проникли в экспозиционный зал, который находится на втором этаже музея. В январе 2006 года вора задержали в Кировоградской области, а картину вернули музею.
Хочется надеяться, что и нынешняя одесская история с Караваджо также закончится благополучно и, возможно, послужит основой для нового детектива.
В специальный календарь ЮНЕСКО на 2010 год включена памятная дата — четырехсотлетие со дня смерти великого живописца позднего Возрождения Микеланджело да Караваджо. А уже в третьей декаде июня, аккурат накануне появившегося сообщения об обнаружении «Взятия Христа под стражу», мир облетела сенсационная информация: найдены останки самого Караваджо. Безымянная могила на севере Италии четыре века хранила прах и тайну великого живописца. Ученые давно искали место его захоронения и наконец нашли!
«По нашим оценкам, вероятность того, что мы нашли останки Караваджо, составляет восемьдесят пять процентов», — сказал руководитель исследовательской группы профессор-антрополог Джорджо Группиони. Он добавил, что установить истину со стопроцентной вероятностью не удастся из-за того, что со временем ДНК разрушается, а с момента смерти Караваджо прошло четыреста лет. По словам профессора, человеческие кости обнаружены в безымянной могиле на кладбище старой тосканской церкви. Прежде чем приступить к поискам, ученые взяли образцы ДНК у всех жителей по фамилии Меризи и Меризио, проживающих в лом-бардском городке Караваджо. Именно там в 1571 году родился великий мастер, и эти люди могли оказаться его потомками. Параллельно изучались церковные архивы. В одной из книг была обнаружена запись о захоронении в церкви тосканского городка Порто-Эрколе некоего мужчины, скончавшегося в 1610 году. Караваджо ушел из жизни в том же году. Гробницу вскрыли и исследовали находившиеся там кости. Анализ ДНК показал их принадлежность людям из рода Меризи. Совпали также возраст (художник умер в тридцать девять лет) и рост (сто семьдесят сантиметров, довольно высокий по тем временам). К тому же в костях обнаружилось много свинца и других металлов, содержавшихся в красках.
Обстоятельства смерти художника на протяжении столетий были окутаны тайной. По одной из версий, он был убит из-за своих слишком свободолюбивых взглядов на религию. По другой — его сразила малярия, свирепствовавшая летом 1610 года в Тоскане. Третья версия предполагает, что он умер по пути в Рим, куда направился, чтобы снискать прощение церкви за свой слишком фривольный образ жизни.
Согласно данным историков, Караваджо действительно был большим любителем женщин, смутьяном и зачинщиком драк, после которых нередко оказывался в тюрьме. По-следние годы жизни он провел на юге Италии, скрываясь от правосудия, так как, согласно историческим изысканиям, в ходе одной из потасовок убил человека.
Однако сегодня исследователи из четырех университетов Италии сходятся во мнении, что Микеланджело да Караваджо умер от солнечного удара — в тот момент он серьезно болел (брюшным тифом), и его организм был крайне ослаблен. При этом на протяжении столетий бытовало мнение, что от его останков не осталось и следа.
Обнаруженные останки — бедренная кость, фрагменты челюсти, череп и кости — помещены в стеклянный футляр. По сообщению Национального комитета по повышению ценности историко-культурного и природного наследия, стоимость научных работ оценивается в тридцать-сорок тысяч евро, выделенных государством специально на эти цели. Непродолжительное время находки будут находиться в Порто-Эрколе, а затем их поместят в сейф — в ожидании более достойного погребения.
Караваджо написал восемьдесят полотен. Наибольшую славу художник приобрел благодаря своим работам на библейские сюжеты, среди которых «Жертвоприношение Исаака», «Юдифь и Олоферн», «Кающаяся Мария Магдалина» и многие другие. Он считается одним из крупнейших живописцев барокко, родоначальником итальянского натюрморта. Вошел в историю эпохи Возрождения как художник, который одним из первых начал работать в технике кьяроскуро, которая является видом многокрасочной гравюры с резким контрастом между светом и тенью. Караваджо никогда не был богат, рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того, обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности. Несколько раз участвовал в дуэлях.
Александр ЛЕВИТ.
В тему.
— Мы пребываем в состоянии радостного ожидания, — не скрывает эмоций директор Одесского музея западного и восточного искусства Владимир Островский. — Вместе с тем ожидания острожного, что обусловлено несколькими причинами.
После сообщения о находке мы начали искать в Интернете подробности и на одном из немецких сайтов увидели ужасающее фото картины Караваджо. Как утверждает этот сайт, именно того полотна, которое недавно изъяли правоохранители в Германии. На достаточно четком изображении просматриваются  жуткие трещины и потертости. Такое впечатление, что полотно даже не сворачивали в трубочку, а просто-напросто сложили, словно клеенку. Естественно, краска осыпалась. Можно сказать, лицо картины «раз-украшено» вертикальными шрамами, как минимум, в четырех местах…
Если только это не проделки «доброжелателей», пожелавших  навести ужас и для этого использовавших  графические программы (например, фотошоп), то состояние картины просто аховое! Непонятно, каким образом злоумышленники собирались продать картину, если она находится в таком виде.
Если увиденное нами в Интернете все же окажется реально-стью, необходимо срочно изыскивать средства на очень серьезную реставрацию полотна. А это огромные деньги, не исключено, что придется объявлять конкурс среди состоятельных людей, меценатов. Ведь до этого «зрелища» мы полагали, что ограничимся «малой кровью»: наращиванием кромок вырезанного полотна.
Еще один немаловажный момент — определение подлинности картины. Не скрою, в арсенале сотрудников нашего музея имеются специфичные знания «маячков», характерных исключительно для оригинала полотна «Взятие Христа под стражу». Именно того, что находился в нашей коллекции. Не вдаваясь в подробности, замечу, что подделать эти «отметины» невозможно.  По возвращении картины организуем ее коллективный осмотр и абсолютно четко определим — оригинал это или нет.

 

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...