«Потап Урлов»

Семейно-социальная драма «Потап Урлов», созданная по пьесе Александра Копкова «Царь Потап», увидела свет в Одесском театре юного зрителя. Пьеса отнюдь не детского содержания — о хуторянах, кулаках, как их окрестит советская власть. Народный артист Украины Андрей Гончар блестяще играет главного героя, имя которого стало названием постановки.
Работая всю свою сознательную жизнь, Урлов из бедного крестьянина превратился в весьма зажиточного человека. По меркам дореволюционной России (как, впрочем, и по нынешним), нажил солидное состояние — построил огромный дом, обзавелся стадом коров, лошадьми, немереным количеством свиней и птицы. Чтобы «обойти» свое добро, он встает ни свет, ни заря. Еще успевает скупать землю разорившихся (нерадивых) соседей — наделы нужны для расширения хозяйства, а в перспективе планирует строительство завода. У кулака большие планы на будущее, ведь у него многочисленная семья. Дети и замученная тяжелой работой супруга ходят, что называется, по струнке — так боятся грозного хозяина. А хозяин, одержимый одной идеей — богатеть, не замечает (старается не замечать) отчуждения своих родственников. Считая их неблагодарными строптивцами, а попытки непослушания быстро проходящей блажью, Потап становится врагом собственной семьи.
Один сын, обидевшись на отцовские побои, не разговаривает с родителем два года. Второй — постоянно пьянствует, третий — неудачник, возомнивший себя хитроумным фабрикантом, четвертый — весь в отца, пятый — слишком молод. Но всех объединяет… ненависть к папаше, не желающему делиться с ними добром. Чувства супруги Катерины, двух дочерей и невесток также особой любовью не отличаются. Финал плачевен — деспотичного хуторянина убивает один из сыновей. Едва прикрыв еще не остывшее тело, старшие братья озаботились дележом имущества. По кормильцу никто не плачет…
Несмотря на, казалось бы, нехитрое содержание, двухактовый спектакль за-хватывает настолько, что зрителям ни минуты не удается заскучать на протяжении почти трех часов — столько времени длится постановка. Отнюдь не напрягает и действо 1913 года — проблема семейных взаимоотношений хуторян четко проецируется на время нынешнее.
— Максим Горький называл Алек-сандра Копкова и Исаака Бабеля двумя самыми яркими фигурами советской литературы и драматургии, — говорит соавтор сценической версии драмы Евгений Женин. — Возможно, еще и поэтому он свел эти два имени воедино, что пьеса «Царь Потап» в какой-то степени напоминает знаменитый «Закат». Перекличка, безусловно, есть...
Драматург Александр Андреевич Копков написал всего две пьесы — «Царь Потап» и «Слон». Но если «Слона» периодически ставили, в том числе и в Одессе, то «Царь Потап» не шел практически нигде. Эта пьеса, написанная в конце двадцатых — начале тридцатых годов минувшего столетия, в 1938-м была принята к постановке в Большом драматическом театре (БДТ) в Ленинграде, которым руководил Борис Бабочкин. Тем самым актером, позже получившим (трижды) Государственную премию СССР за участие в фильмах «Чапаев», «Великая сила», «Бегство мистера Мак-Кинли». Потапа играл будущий лауреат Сталин-ской премии Виталий Полицеймако (отец актрисы Марины Полицеймако, тесть покойного Семена Фарады). Одного из отпрысков Урлова — Павла — Ефим Копелян, ставший впоследствии народным артистом СССР, а посмертно — лауреатом Государственной премия РСФСР имени братьев Васильевых за телевизионный сериал «Семнадцать мгновений весны». Именно его голос, звучавший за кадром, с замиранием сердца слушала многомиллионная аудитория Совет-ского Союза при просмотре фильма о разведчике Штирлице.
Копелян говорил, что его мечтой было сыграть Потапа, рассказывают создатели постановки, но спектакль в 1940 году был снят постановлением партии. Пьесу запретили, имя Копкова было забыто. Бабочкину спасло жизнь лишь то, что к тому времени он уже был… Василием Чапаевым. (Образ красного командира гражданской войны, воплощенный Бабочкиным, называли вершиной всенародной славы артиста). Но поста художественного руководителя БДТ он за эту постановку все-таки лишился. Сам Копков в июле 1941 года ушел на фронт, а уже в сентябре погиб.
О «Царе Потапе» не вспоминали и только в последние годы пьесу поставили в нескольких театрах России. Однако практически нигде успеха она не имела по элементарной причине — ее, названную сценаристами «Хуторяне», выставляли как эксцентричную комедию, что, понятное дело, утопия.
Любопытно, что к созданию одесской версии пьесы, как и к той далекой постановке Бабочкина, «приложили руку» весьма незаурядные личности. Как уже упоминалось, исполнитель главной роли Андрей Гончар — народный артист Украины. Специально приглашенный в ТЮЗ из Одесского русского драматического театра, он единственный в городе актер, одновременно «обремененный» еще и званием лауреата Государственной премии Украины имени Т.Г.Шевченко. Сюрпризом для зрителей стал сценический крестьянин Гаврила, которого сыграл артист Виктор Раду, известный многочисленной публике как ведущий одного из местных телеканалов.
Безусловно, особого внимания заслуживает Владимир Наумцев, главный режиссер ТЮЗа, заслуженный артист Украины, он же режиссер-постановщик «Потапа Урлова». Отдавший двадцать пять лет Театру юного зрителя (поставил двадцать шесть спектаклей), он до этого четверть века был актером Русского драматического театра, где прославился, в большей степени, ролью Александра Пушкина в спектакле по пьесе Юрия Дынова «Пушкин в Одессе, или Всего тринадцать месяцев».
Владимир Михайлович — участник боевых действий, был сыном полка. Знаменитый фильм режиссера Вадима Костроменко «Сто первый» поставлен по сценарию Наумцева и повествует о его реальном детстве. Семидесятипятилетний Наумцев также известен по своим ролям в художественных фильмах «Сто первый», «Где ты был, Одиссей?», «Инспектор Лосев», «Эскадра уходит на запад», «Ликвидация», «Зефир в шоколаде», «По ком тюрьма плачет», «Черт с нами», «День любви», «Приморский бульвар», «Секретный фарватер», «Ожог», «Сказки старого волшебника» и проч. Он выпустил несколько своих актерских курсов, большинство его учеников работают в театре. Зрителям полюбились его постановки «Божьи коровки возвращаются на землю», «Женитьба». Долгие годы длится его творческое сотрудничество с Николаем Вылкуном, главным художником ТЮЗа, заслуженным художником Украины, художником-постановщиком «Потапа…».
По признанию создателей спектакля, изначально они думали об очень хорошей драматургии. Говорили о «Горе от ума», о «Ревизоре»... Но ставить произведения, текст которых почти все знают от и до, крайне сложно. Зрителя можно взять не столько пьесой, сколько каким-то новым актерским воплощением. Пока они раздумывали, абсолютно случайно Наумцеву принесли запыленную пьесу Копкова.
И Владимир Наумцев вспомнил, что давно мечтал поставить «Царя Потапа». Еще в семидесятых годах, когда он был на гастролях в Самаре, после одного из спектаклей к нему подошел Алексей Солоницын, младший брат известного актера Анатолия Солоницына. После  долгого общения он подарил одесситу тоненькую книжечку с двумя пьесами незаслуженно забытого Копкова — «Слон» и «Царь Потап». Алексей сказал: «Не знаю, как «Слона», а «Царя Потапа» ты мог бы когда-нибудь поставить». Мечта осуществилась.
Пьеса была подвергнута минимальной обработке. Не потому, что она плохая и ее требовалось «доводить». Речь идет о каких-то специфических вещах, старых выражениях, фамилиях ранее известных, а теперь напрочь забытых. Например, у сына Урлова Павла есть реплика: «Я здесь раздую кадило, наведу порядок…». В оригинале же должно звучать: «Я буду почище, чем господин Путилов...». Но кто сейчас помнит о ленинградских путиловских заводах? Иными словами, сценаристы заменили то, что сейчас кажется анахронизмом. Кроме того, аккуратно «отрезан» финал, потому что он был сугубо идеализирован. В те времена Копков был обязан сказать нечто типа: идут коммунисты, за ними будущее. Но и это не спасло драматурга от опалы…
Сейчас «Потап…» стал доступен зрителю. Спектакль уже включен в репертуар театра. Увы, прочитать пьесу практически невозможно. Это произведение в Интернете отсутствует, а у одесситов в наличии пока лишь два экземпляра: сценическая версия и упоминавшийся оригинальный текст.
Не хочется забегать вперед и предсказывать «Потапу Урлову» ту или иную судьбу. В любом случае у одесситов появилась возможность увидеть работу актерской команды и познакомиться со спектаклем, созданным по некогда запрещенной драме.
Руководство же ТЮЗа обещает новые сюрпризы. Например, к Новому году ожидается премьера детского мюзикла «Щелкунчик, или Мышиный король» по сказкам Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В конце октября — начале ноября, к восьмидесятилетию театра, планируется приурочить специальную программу. В перспективе у Владимира Наумцева имеется очень интересный план — замечательное классическое произведение очень извест-ного автора. Что это будет? Пока секрет…
Лариса КОЗОВАЯ.
Фото Юрия СТРЕЛКОВА.

 

Редакция не несет ответственности за комментарии пользователей сайта
Вставлять в комментарий гиперссылки запрещено
Пока нет комментариев, Вы можете быть первым.
Loading...